Просмотров: 1 091
Детские страхи причины картинка

Детские страхи длиною в жизнь или Мама, спаси меня от Бабы Яги

Очередной оглушительный и истошный крик при виде пылесоса. Бег сломя голову через весь дом от обыкновенной мухи. Новая волна истерики из-за простых воздушных шариков. Но все интересное начинается вечером: страшно спать в темноте, мерещатся повсюду ужасные персонажи из сказок и мультфильмов. Откуда берутся эти детские страхи? Родителям не до смеха, когда ребенок боится буквально всего на свете.

Попытки объяснить, что бояться тут совсем нечего, завершаются очередным провалом. Невозможно успокоить ребенка и достучаться до его сознания. Каждое новое столкновение с объектом страха неизменно вызывает у него бурю эмоций. Какие дети склонны бояться даже своей тени? Возможна ли коррекция страхов или полное избавление от них?

Кто подвержен страхам

Согласно тренингу Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», восемь векторов определяют человеческую психику и задают обладателям тех или иных векторов соответствующие врожденные желания и потенциал для их достижения.

Каждый ребенок реагирует проявлением своих, данных от природы, свойств в любой ситуации. Детские страхи психология относит к проявлениям зрительного вектора. Только те дети, которые изначально имеют желание испытывать яркие эмоции, могут столкнуться с ничем не обоснованным, всепоглощающим страхом.

Зрительники очень любопытные и любознательные. Имеют огромное желание исследовать мир вокруг и получают массу радости от созерцания красоты. Их природная любознательность может поубавиться от внезапно появившегося страха. Совместная поездка на природу может быть испорчена в их богатом воображении страхом насекомых или змей, готовых выскочить и укусить насмерть.

Таким образом, весь мир потихоньку начинает превращаться из интересного и удивительного — в страшный, опасный и мрачный. Страхи блокируют возможность для зрительного ребенка получать удовольствие от взаимодействия с окружающим миром.

Во многих случаях причины страхов остаются неосознанными самим человеком, они уходят глубоко в психику, и только применяя психоанализ детских страхов, можно их таки вытащить и решить проблему.

Детские страхи картинка

Чего на самом деле боятся эмоциональные дети

Больше всего пугает маленького зрительного ребенка страх смерти. Пугает мысль, что может не стать мамы, папы, любимой сестренки, братика и его самого! Имея богатое воображение, он не в силах представить каково это, когда его больше не будет в этом мире. Абсолютно все его страхи вытекают из этого корня.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд называл проблему тревоги у детей «узловым пунктом, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы» и «тайной, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь». У зрительников вся работа с детскими страхами сводится к наполнению желания испытывать эмоции не как страх за себя, а как страх за другого, то есть сопереживание.

Такому ребенку нужно больше доказательств его безопасности. А в безопасности он себя чувствует тогда, когда ощущает любовь близких. Именно такие дети постоянно спрашивают-переспрашивают: «Мама, а ты меня любишь?»

Боюсь всего, чего боится мама

Ребенок вверен родителям для превращения его в жизнеспособного представителя человечества. По ощущениям ребенка, единственное что защищает и оберегает от опасностей нового и неизведанного мира — это мама. Особенности детских страхов в том, что если маме — защитнику и центру вселенной — плохо,  то ребенку тоже плохо.

До трех лет ребенок полностью зависит от мамы, и все ее состояния напрямую отражаются на нем. Природная связь между мамой и ребенком потихоньку теряется по мере взросления и длится до окончания пубертатного периода. После чего уже взрослый человек выйдет в схватку с жизнью один на один, и эта «животная» связь навсегда исчезнет из-за ненадобности. Останутся лишь человеческие взаимоотношения.

Поэтому все органы чувств ребенка настроены к выявлению изменения в настроении мамы и мгновенной реакции на поступивший тревожный сигнал. Таким сигналом может послужить даже мамин испуг от внезапного пролета бабочки перед ее носом. Для зрительного ребенка это будет означать: «Надо держаться подальше от этих страшных бабочек». Такие восклицания от мамы как «Брось это!», «Быстрее уходи оттуда!» — могут закрепить в нем ощущение опасности, угрозы жизни от этих объектов.

Нужно перекрыть источник страха

Из-за своей чувствительности зрительный ребенок может нахвататься страхов буквально отовсюду. Если что-то является пустяковым делом для других, для него может обернуться большим потрясением и целой трагедией.

Случаи, которые для всех детей являются крайне неблагоприятными и будут вовсю бить тревогу в душе зрительного ребенка:

  • частые ссоры в семье, когда любимые мама с папой не ладят между собой;
  • тревожное состояние мамы, когда любой ее взгляд, полный опасений, проживается ребенком в увеличенном объеме;
  • крики и битье ребенка, от которых он впадает в абсолютный страх из-за того, что ответственные за его безопасность люди выступают в роли нападающих.

Психоанализ детских страхов картинка

А есть случаи, которые могут оставить неизгладимое ощущение страха перед жизнью:

  • смерть близких людей и присутствие ребенка на похоронах;
  • смерть домашних питомцев;
  • страшные сцены, когда любимый кот убивает мышку или как жуткий паук ловит в сети муху;
  • просмотр фильмов ужасов.

Все эти случаи тормозят развитие зрительного ребенка, оставляя его в страхе. Эти страхи перекочуют и во взрослую жизнь, если не предпринять какие-то меры.

Но не всегда удается растить зрительных детей в идеальных условиях. Почти любой зрительный ребенок в детстве сталкивается со стрессовыми ситуациями, какими бы усилиями родители не пытались его защитить. Если переусердствовать и оградить его от мира высокой стеной, то он не научится в нем жить. Тогда, что же делать с таким впечатлительным ребенком? Как бороться с детскими страхами?

Первые шаги

На многочисленных форумах встречаются советы, когда детский психолог детские страхи предлагает решить следующим образом:

  • не обращать внимание на истерики ребенка: когда поймет, что его страхи никого не волнуют, сам перестанет обращать на них внимание;
  • стыдить ребенка за его страхи;
  • если это мальчик, то говорить ему: «Ты же мужчина! А мужчина должен уметь за себя постоять!».

Эти советы приносят очень большой вред ребенку. Страх сам по себе очень сильная эмоция, а когда родные ставят запрет на него, стыдят, то он начинает набирать еще больше оборотов. Ребенок будет пытаться скрыть от окружающих свой страх. А тем временем, с каждым днем, месяцем, годом это чувство будет расти и расти, заполняя всю душу.

Самое главное, что можно и нужно делать — это создать крепкую эмоциональную связь с ребенком. Малыш должен ощущать: что бы ни случилось — мама всегда рядом и всегда его пожалеет, намажет зеленку на ранку и подует на коленку. Он должен чувствовать, что даже если себя плохо вел, то мама может поворчать и поругать, но всегда защитит в нужный момент. А в те моменты, когда ее не окажется рядом и что-то случится, он смог бы поделиться с мамой возникшим беспокойством по этому поводу.

Такого шага от ребенка может не произойти, если его чувства не воспринимаются всерьез или высмеиваются взрослыми. Поэтому важно относиться к детским эмоциям с пониманием и спокойствием. Когда вы вместе разберете, что именно и каким образом его напугало, то уже вынесенное наружу беспокойство не превратится в фобию. Это создаст прочный базис для последующих шагов.

Вечернее время суток является особенным для зрительных детей. Именно вечером накаляются все эмоции до предела. Если у ребенка был насыщенный день, то важно выровнять его состояние перед сном. Потому что переизбыток эмоций может вылиться в истерики от того, что дети еще не умеют направлять их в нужное русло. Идеально для ребенка спеть колыбельную перед сном, просто поговорить с ним о прошедшем дне, послушать спокойную музыку. Таким образом родители помогают ребенку привести свои чувства в баланс.

Детский психолог детские страхи картинка

Музыкальная школа для зрительных детей является профилактикой накопления чрезмерного количества эмоций в душе. Музыка имеет терапевтический эффект, а спетая или сыгранная самим человеком, она приносит еще больше удовлетворения от выплеснутых чувств и полученного равновесия.

Познакомить с миром!

Чтобы ребенка ничего не застало врасплох, важно с раннего возраста начать его знакомить с окружающим миром. Походы в музей, в океанариум, пикник на природе и прочее — будут отличным вариантом времяпрепровождения с любознательным зрительным ребенком. Чем больше он будет узнавать о мире, тем увереннее будет себя чувствовать в нем, тем меньше шансов наткнуться на что-то неожиданное и испугаться.

Есть возрастные страхи, которые уйдут со временем. В раннем возрасте точная диагностика детских страхов невозможна, лучше отложить этот вопрос на более позднее время, а пока всячески избегать объекта страха. Если ребенок боится пылесоса, например, не нужно при нем пылесосить. Когда станет постарше, можно будет вместе разобраться в технике, позволить ему помочь пропылесосить ковер, чтобы малыш сам мог оседлать этого зверя. Если боится темноты, лучше купить ему симпатичный ночник, чем приучать спать без света.

Ни в коем случае не нужно его заставлять гладить собаку, брать в ручки паучка, если он их боится. Можно вместе почитать добрую книжку или посмотреть мультфильм про них. А также, используя его богатое воображение, помочь представить перед глазами их трудную жизнь, придумать забавную историю.

Научить ребенка чувствовать

Самый важный этап в развитии зрительного ребенка — это научить его чувствовать. Сейчас он стоит на стартовой позиции, в самом нижнем пределе — в страхе за свою жизнь. Конечной целью является развитие его уровня чувствительности до ощущения чужой боли как своей. Этого не так просто достичь, но когда ему удается, он получает именно то, чего желает его душа — бурлящего фонтана чувств в сердце. После возникновения такого фонтана, в нем не будет места страху за себя, потому что любить окружающий мир намного приятнее, чем бояться его.

Такая чувствительность вашему ребенку дана неспроста. Именно зрительные люди создавали культуру человечества с начала времен. Их диапазон эмоциональных состоянии варьируется от страха за себя до любви ко всему человечеству. Благодаря таким людям, человеческая жизнь вознесена до высшей ценности. Они не могли видеть страдания других, поэтому всеми силами создавали и поддерживали идею гуманизма.

Способность ощущать внутренний мир другого человека нужно начать развивать с дошкольного возраста путем чтения детской классической литературы. С каждой новой прочитанной книгой, с возникновением нового угла обзора, новых персонажей, ставшими уже родными, мир начинает казаться более понятным, более предсказуемым. И непроизвольно будет возникать чувство сопереживания к окружающим.

А что выберете Вы для своего ребенка? Детские страхи, причины которых навсегда останутся в детстве, или абсолютное счастье от реализации своих свойств?

«…Каждый вечер, укладывая ребенка спать, я была вынуждена объяснять ему, что инопланетяне если и существуют, то не хотят нам зла, что в темном углу никого нет, что после смерти мы все обязательно попадем в один и тот же рай и будем жить вечно и счастливо, и что я никогда его не оставлю и не умру раньше, чем мне исполнится 120 лет, и что соседская собака лает только на воров, алкоголиков и плохих людей… перечислять можно бесконечно.

Кроме того, ребенок разучился спать в отсутствии света — пришлось покупать ночник. Бабушка с дедушкой были против: «Подумай, что ты делаешь! Ты же слабака растишь! Сегодня он темноты боится, а завтра девочку защитить не сможет!» Конечно, не сможет — карате мы бросили еще год назад: «Мамочка, давай больше не пойдем на тренировку — меня там бьют!» — умолял сын со слезами, и я, в конце концов, поддалась на уговоры и перевела сына в бассейн. От ярких эмоций и сопереживаний я тщательно защищала сына — мне ведь самой так тяжело, когда герои хорошего фильма страдают! Зачем же заставлять ребенка мучиться?

Нам с бывшим мужем предложили сделать большой сольный концерт в театре. Сын был в зале. В последний раз на таком большом нашем «сольнике» он присутствовал лет в 5 или 6. После концерта он подошел к нам со слезами: «Вы так классно пели! И про пирата, и про яблоневый спас, и про скрипачку!» — мне пришлось успокаивать ребенка. Если честно, я не на шутку перепугалась — думала, сын ностальгирует по тем временам, когда мы жили полной семьей.

Каково же было мое удивление, когда тем же самым вечером, ложась спать, сын сказал мне: «Мама, выключи эту лампу, я буду спать без света». Вот тогда-то я и поняла, что ребенок мой еще и зрительный вектор в себе носит, и что именно сегодня из чувства сострадания героям наших песен произошел мощный скачок в развитии ребенка, который помог ему избавиться от боязни темноты…»

Ольга Я., программист, бард

«…Моей дочери 10 лет и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала. Как можно всего бояться: мурашиков , жучков… Орать так как будто тебя режут, ночью спать только при свете, ложиться спать неизвестно когда. Я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что происходило дальше с моей дочерью я не представляла…

Дочь я не могу оставить одну так как она всего боится и без меня плачет и говорит, что ее обижают. Даже если на нее смотрят не так — это вызывало у нее слезы. Не проходила ни одна ночь, чтобы она не описалась. Это было настоящее бедствие и меня очень очень расстраивало, но к врачам идти не хотелось. А хотелось разобраться самой.

В конце марта в моей жизни случилась революция. Я получила на email приглашение на бесплатный тренинг. Сначала я слушала в пол уха параллельно писала работу, но очень скоро не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и главное поняла про свою дочурку.

После первого раза прочтения «Девочки со спичками» на утро мой до боли знакомый ребенок стал другим ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу. Домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться. Мою усталость как рукой сняло, и это все Благодаря Тренингу по СВП Ю.Бурлана…»

Аида Б., учитель специального образования

Автор Айгерим Садыркул

Корректор Татьяна Орлова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Метки: , ,
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *