Просмотров: 1 147
картинка Гиперактивный ребенок: советы системным взглядом

Гиперактивный ребенок: советы измученным родителям

Ребенок от 1 до 8 лет часто кажется взрослым слишком активным. Особенно если он все время бегает, бросает вещи, плачет, дерется и не реагирует на замечания. Кому ставят диагноз синдром гиперактивности и дефицита внимания? Что делать, если в семье растет гиперактивный ребенок: лечить, ругать или понимать?

Гиперактивный ребенок: советы педагога

Для педагога в детском саду или в школе гиперактивный ребенок — это в первую очередь нарушитель дисциплины. На уроке он вертится, болтает, постоянно роняет что-то со стола и отвлекает других ребят в классе. При этом гиперактивный ребенок имеет проблемы с обучением. Если у педагога не получается успокоить ребенка, он приложит все усилия, чтобы родители обратились за помощью к психологу.

Для начала психолог собирает информацию о ребенке. Он беседует с родителями и выясняет особенности воспитания в семье. Проводит тесты и пытается понять, как ведет себя гиперактивный ребенок в различных ситуациях. На основе собранных данных психолог составляет индивидуальную программу коррекционной работы. Он также проводит разъяснительную работу с родителями для выработки единых требований к ребенку.

На первый взгляд, такой подход впечатляет. Родители думают, что такое количество внимания со стороны специалиста должно принести результат. Но это впечатление — ловушка. Все зависит от опыта психолога, точнее, от того, какое разнообразие симптомов гиперактивности ему удалось скорректировать. У психолога, который работает с вашим гиперактивным ребенком, может просто не хватить квалификации.

Психокорреционная работа и гиперактивный ребенок — эффективно или нет

Отсутствие универсальных методов диагностики и системного понимания причин симптомов гиперактивности не позволяют психологам достичь прогнозируемой эффективности в работе. По сути, каждый гиперактивный ребенок — это эксперимент с нуля по поиску подходящих психокоррекционных упражнений.

Неужели синдром гиперактивности настолько сложно скорректировать? Или можно действовать наверняка? Разберемся, что под силу сделать родителям.

картинка Гиперактивный ребенок: советы измученным родителям

Поведение человека регулируется группами свойств психики — векторами. Ребенок обладает своими свойствами — как правило, не такими, как родители. В этом случае и возникает тревога и сомнения: «Он не такой, как я? Все ли нормально с ребенком?» Именно спокойную и внимательную маму беспокоит излишняя активность малыша. Ей кажется, что ребенок совсем отбился от рук. А если на него жалуются воспитатели в ДОУ или учителя, то это лишь подтверждает справедливость ее опасений.

Описания симптомов синдрома гиперактивности являются довольно размытыми, поставить диагноз и назначить лечение могут просто активному малышу, но гиперактивному относительно педагога. И здесь есть опасность — большинство успокоительных препаратов подавляют активность мозга, а значит, не дают ребенку нормально развиваться.

Советы системно-векторной психологии

Рассмотрим то, что часто называют синдромом гиперактивности, и его основные симптомы с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Истерики

Частый плач ребенка без какой-либо причины легко можно принять за симптом гиперактивности. Родители могут считать это весомым признаком. Однако яркое проявление эмоций — это норма для ребенка со зрительным вектором. Ведь он от природы обладает широкой эмоциональной амплитудой.

Совет 1. Эмоциональному гиперактивному ребенку дошкольного возраста необходим детский сад. Ежедневное общение с другими детьми удовлетворит его потребность в обмене эмоциями и впечатлениями. Если же малыш проводит дни с бабушкой или мамой, недостаток общения может приводить к нехватке эмоционального обмена. Тогда капризы и истерики становятся способом получения необходимого объема эмоций. Это неправильный путь.

Совет 2. Восполнить недостаток эмоций поможет чтение. Лучше всего подойдут произведения классической литературы — например, «Девочка со спичками» Андерсена или «Снежная королева». Главное, чтобы история заставляла ребенка сочувствовать героям, переживать за их судьбу. При этом ребенок со зрительным вектором испытывает по-настоящему сильные эмоции. Этому способствует его врожденный образный интеллект. Это то, что нужно.

картинка Гиперактивный ребенок: советы системно-векторной психологии

Невнимательность

Ребенок со зрительным вектором — большой мечтатель. Из-за этого он выглядит невнимательным: отрешенное выражение лица, взгляд рассеян, на голос взрослых не реагирует или реагирует с опозданием.

Совет 1. Не стоит подрезать крылья мечтателя замечаниями: «соберись» или «вечно ты в облаках витаешь». Будет лучше, если родители направят работу воображения малыша в нужное русло. Рисование, придумывание историй и их оформление на бумаге или театральная студия прекрасно загрузят воображение ребенка.

Совет 2. Классическая детская литература и здесь станет хорошим помощником. Ведь именно чтение развивает воображение и к тому же обогащает словарный запас.

Непоседливость

На мысли о том, что у них растет гиперактивный ребенок, родителей наводит крайняя непоседливость малыша. При наблюдении ребенок кажется суетливым: не занимается одним делом больше 10 минут или делает несколько дел одновременно. Родители могут считать, что их ребенок чересчур активный. Все играют в песочнице, а он носится вокруг.

Просто он не такой, как родители или другие дети во дворе. Высокая активность совершенно нормальна для ребенка с кожным вектором. Психика этого малыша от природы работает в режиме многозадачности. Ему интересно все и сразу, у него невероятно много энергии. Эти свойства позволяют мгновенно ориентироваться в ситуации и быстро принимать верные решения. Во взрослой жизни это поможет ему выстроить успешную карьеру и хорошо зарабатывать.

Совет 1. Родители не должны подавлять активность ребенка окриками, шлепками или медикаментами.

Совет 2. Любовь к дисциплине также является природным талантом ребенка с кожным вектором. Помогите раскрыть этот талант. Отдайте своего непоседу в спортивную секцию. Отлично подойдут танцы, гимнастика, футбол или хоккей. Ежедневные тренировки помогут гиперактивному ребенку привыкнуть к режиму дня. А также дадут необходимую физическую нагрузку для выплеска энергии.

Совет 3. После тренировки ребенок с кожным вектором быстро восстанавливает силы. Но энергия больше не бьет через край, и он готов спокойно играть дома или выполнять домашнее задание. Однако ребенку с кожным вектором в принципе нелегко сосредоточиться на одном предмете дольше 20 минут. Небольшие перерывы в 5-10 минут после каждого предмета будут очень кстати. Родители могут предложить ему прыгать на скакалке или отжиматься во время перерыва.

Упрямство и агрессия (драки)

Всем с детства известно, что драться нехорошо. Но в жизни иногда бывают ситуации, когда нужно постоять за себя. Родители чаще всего употребляют это выражение в переносном смысле: «отстоять свои интересы», «не дать себя обмануть». Но иногда ребенку дают прямой совет: «дай сдачи». Это официальное разрешение на агрессию ведет только к большему количеству драк среди детей.

Впрочем, бывает, что ребенок от природы расположен к тому, чтобы упрямо отстаивать свою правоту, в том числе силой. Ему сложно идти на компромисс. При этом обостренное чувство справедливости всегда требует отмщения. Такими свойствами ребенка наделяет анальный вектор.

В тоже время это от природы послушный, старательный и спокойный малыш. А еще он немного медлительный. Если ребенка с анальным вектором торопят, перебивают, не дают закончить начатое дело, он испытывает колоссальный стресс. Стресс вызывает обиду и желание отомстить. Когда внутренняя агрессия становится неконтролируемой, ребенок дерется со сверстниками. Может даже замахнуться и на родителей.

картинка Упрямство и агрессия (драки)

Совет 1. Родители, не торопите медлительного ребенка, не перебивайте его!

Совет 2. Учите ребенка решать конфликты мирным путем, договариваться с детьми и взрослыми.

Совет 3. В меру хвалите его за успехи и приложенные усилия. В этом случае ребенок с анальным вектором станет образцом хорошего поведения, честности и дружелюбия.

Синдром гиперактивности: коктейль природных свойств

Зачастую в поведении ребенка проявляются сразу несколько «симптомов гиперактивности» — а на самом деле врожденных свойств психики. Ведь современный ребенок обладает зачастую тремя-пятью различными векторами. Вот он мечтает и не реагирует на замечания (работает зрительный вектор), а через три минуты крутится на стуле и болтает ногами, потому что включился кожный вектор. Родители сделали малышу замечание, а он обиделся и закатил истерику. Эта реакция зрительного и анального векторов.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет понять психику ребенка. Когда мама начнет осознавать отличия природных свойств, ей больше не будет казаться, что у нее растет гиперактивный ребенок и его надо лечить. Она легко поймет причины нежелательного поведения и сможет сама определить, как с ним справиться.

Обладая системным мышлением, терпеливая и внимательная мама сможет лучше любого психолога/невролога/педагога понять ребенка и помочь ему преодолеть любые трудности в учебе. А также развить его природные таланты, чтобы ее ребенок стал успешным и счастливым во взрослой жизни. Ведь кто, как не родители, заинтересованы в будущем своего чада?

«…Я повела сына к психоневрологу. Врач была удивлена тем, что не видела в ребенке предыдущих диагнозов. Полистав карточку, убедившись, что все-таки ранее были такие симптомы, она написала направление на комиссию и в месте «диагноз» было написано: легкая степень задержки психического развития. То есть куда-то пропали: нарушения аутистического спектра и синдром дефицита внимания с гиперактивностью…»

Галина П., няня, Минеральные Воды

«…Ни я, ни муж не могли с ней справиться, она никого не слушала, никакие слова и доводы не воспринимала, и, как мне «казалось»(а сейчас-то я понимаю, что так оно и было), специально провоцировала нас на скандалы, а потом и на физическое наказание.

Интернет нас спасет, и он спас меня и мою семью. Просиживая там все свободное время, уходя от опостылевшей, вызывающей только неприятные ощущения реальности, я конечно же «случайно» наткнулась на статью о воспитании кожных детей. Это перевернуло мой мозг! Взорвало изнутри, ведь это было про нее, про мою маленькую шкоду, непоседу и неслушницу! Как с нее писали…»

Анастасия Б., Пенза

На бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» регистрируйтесь по ссылке.

Автор Мария Крохмаль

Редактор Янина Буракова

Корректор Ирина Щербакова

Статья написана с использованием материала онлайн-тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Метки: ,
Предыдущая статья
Следующая статья

2 Responses to Гиперактивный ребенок: советы измученным родителям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *