Что такое эмоциональная связь
Часть 1
Вопрос прозвучал неожиданно, и был задан очень близким мне человеком:
«Вот вы говорите — эмоциональная связь, эмоциональная связь… а что это такое?»
Уж я-то знаю, что это такое! Даже статью об этом писала. Однако об эмоциональной связи с детьми — это одно. А как наладить эмоциональную связь в отношениях — совсем другое! Сразу ответить не смогла. Сказала, что подумаю и напишу статью. Такая вот предыстория темы.
Исходные данные задавшей вопрос: 29 лет, 6 лет в браке, дочке 5 лет. И вопрос, прозвучавший из ее уст — как нельзя вовремя. К чести сказать, все у них в семье хорошо. Однако многим семьям в этот критический период как раз и не хватает пресловутой эмоциональной связи, чтобы сохранить теплоту и развивать отношения дальше, не зависая в убеждении, что «вот он мой и никуда теперь не денется».
Как формируется чувственная сфера человека, почему не всегда между близкими людьми возникает душевная близость и как же создать полноценную эмоциональную связь — об этом пойдет речь в статье.
Сначала о том, что влияет на развитие чувственности, которая лежит в фундаменте эмоциональной связи.
Чувственные переживания внутри и эмоциональные связи с людьми снаружи
Взаимоотношения детей и родителей складываются подобно пазлам, из которых надо собрать картину. А вы когда-нибудь собирали такую картину? Представьте высыпанные из коробки разноцветные кусочки картона разной формы, которые надо соединить, чтобы получилось изображение. И вот вы перебираете пазлы, радуетесь, найдя подходящие друг другу, нервничаете, если долго не получается. Если пазлов много и они мелкие — задача усложняется…
Теперь представьте ребенка, который всегда чего-то хочет, требует, плачет, балуется. То есть чувствует. А вы в это время озабочены совсем другим. Например, у вас болит голова, или неприятности на работе. Вы взрослый, и вы не совпали с ребенком в состояниях, пазлы вашего состояния не подошли! Более того, вы не можете понять, что ему, в конце концов, надо. Ваши проблемы для вас важнее его сиюминутных капризов.
«Замолчи! Что ты ноешь как маленькая (маленький)!? Нет, нельзя, не пойдешь!» Можно продолжать этот перечень запретов и выговоров. Наверняка в чьей-то взрослой голове они звучат по сей день. А человеку невдомек, что именно эти слова, направленные на запрет чувственных проявлений, ограничивают его (ее) возможность создавать эмоциональные связи в будущем.
Наше бессознательное сохраняет в психическом отпечатки ударов на разных частях тела от сердитой ладони, ремня или узоры от выбивалки для ковров… ее тоже используют не всегда по прямому назначению. Это может быть отпечаток сердитого взгляда, окрика или слова, окрашенного неприязнью.
Получив такое послание от близкого, маленький человек может принять судьбоносное решение. Например: «я никому не буду доверять», или «я не буду разговаривать о своих чувствах», или «весь мир против меня, меня никто не любит». Вариаций на тему бесчисленное количество, у многих в бессознательном есть подобное заключение. Проблема в том, что однажды принятое решение не было отменено. Оно продолжает действовать, хотя взрослый и рад бы его отменить, но он просто не помнит и не знает, что нужно делать.
Что получается? Теоретически мы понимаем, что нужно общаться, разговаривать с близкими, рассказывать и слушать. Однако что-то словно сковывает горло — слова теряются, чувства, не находя выхода, застывают, и все попытки сблизиться душевно натыкаются на непреодолимое внутреннее препятствие.
Эмоциональные связи между людьми в обществе и в паре
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрываются типы связей, закономерно формирующиеся свойствами векторов. Социальные — кожный вектор. Связи между поколениями — передача опыта, семейные ценности — анальный вектор. Чувственные — зрительный вектор… Мы связаны с людьми в той или иной степени всеми этими связями.
Объединяет — симпатия, привязанность, любовь… Разъединяет — неприязнь, ненависть, раздражение, безразличие. В водовороте самых разных чувств, стремясь получить удовольствие и стараясь избежать неприятностей, мы живем. «Ткань» человеческого вида прошита связями вдоль и поперек. Наше счастье или несчастье во многом зависит от качества социальных отношений с окружением. А вот в личных отношениях человеку всегда нужно нечто большее, чем просто забота или материальное обеспечение.
Эмоциональная связь между мужчиной и женщиной способна наполнить картину жизни новыми смыслами, но и строится она иначе. Незнание простых и одновременно сложных психологических законов отношений может разрушить то, что только начинает зарождаться между мужчиной и женщиной, объединившихся в пару.
Почему не получается душевная близость, где ключик к заветной дверце, за которой скрыта глубокая эмоциональная связь? Проведем небольшое исследование.
Все начинается с желания — хочу построить эмоциональную связь, но не знаю как
Если уж разбираться, уточню, что эту связь не будут строить те, кто о ней не слышал. Просто не знают о том, что это такое, и действуют по обстоятельствам. А вот те, кто услышал это словосочетание и задумался, и захотел, испытывают целую гамму чувств. В этих чувствах будем разбираться далее.
Вы замечали, как не хочется возвращаться мыслями туда, где нам делали больно — душевно или физически, — туда, где обижали и унижали, ограничивали в стремлениях? Это проявление защиты от травмирующих обстоятельств. Некоторые неприятные события мы помним и не хотим к ним возвращаться, другие наше бессознательное бережно спрятало поглубже. Они не всплывают в памяти, но все же управляют нашей жизнью как бы исподтишка — мы поступаем в определенных обстоятельствах так, как диктует бессознательное.
Состояние векторов, их сочетания — развитие и реализация человека в социуме и в семье — являются платформой, на которой создается эмоциональная связь с человеком. Одновременно она находится под контролем бессознательного.
Что мешает ее созданию? Прежде всего, недостаток чувства защищенности и безопасности, вынесенный из младенческих лет. Его ребенку недостает, когда мама в плохом состоянии. Так и хочется в противовес рекламному слогану «Спокоен ребенок — счастлива мама» воскликнуть: «Счастлива мама — спокоен ребенок». Потому что именно через состояние мамы ребенок получает или не получает это замечательное чувство — азбуку начала путешествия по жизни.
Догадаетесь, от чего зависит состояние женщины, родившей ребенка? Кстати, все последующие причины имеют прямую или косвенную связь с недополучением этого чувства в детстве.
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» показана эта связь через свойства векторов, и вы понимаете причины, по которым не складываются взаимоотношения в паре.
Например: навязанные ложные установки в зрительном векторе.
Сильная эмоциональная связь — мечта зрительной девочки. Но на пути этой мечты встают утверждения, почерпнутые из «популярных» источников о том, что надо полюбить себя. И вот все внимание — к своей драгоценной особе. Время идет, и тот, кто рядом, с кем можно было создать чудесную и такую желанную эмоциональную связь, разочарованно уходит…
Между прочим, эта установка имеет еще и скрытые смыслы, которые даже опаснее наивного желания полюбить себя.
Я так люблю себя и хочу, чтобы все мои желания исполнялись! А значит, я научусь манипулировать другими, буду использовать их для достижения своих целей и исполнения самых заветных желаний.
Вам не стало страшно? Ведь после того, как стихает эйфория влюбленности, два человека видят друг друга такими, какие они есть. Скрытые установки проявляются в поведении, эмоциональная обратная связь не действует — отношения рушатся.
А ведь в самом начале мы об этом даже не думали, зачастую — просто не знали.
«…Там, где я давно поставила ярлык негативизма и безысходности, наконец-то показался свет… Оказывается, есть плюсы там, где раньше видела лишь негатив! Мучил вопрос, как же жить — не тужить в браке? Как более радостно жить в паре?
Вот сейчас вырисовалось такое понимание этого:
Первое. Научится дифференцировать партнера. Отличать его состояния.
Второе. Не требовать от него того, что он не сможет дать по причине отсутствия у него таких желаний (вектора).
Третье. Не терять влечение, потребляя секс ради секса. Построить хорошее интеллектуальное родство или эмоциональную связь, или духовное родство. Это при наличии верхних векторов. Либо подпитывать то, что уже выстроено, но страдает, хиреет от пропасти между вами.
Найти общее дело, ребенок — может стать объединяющим звеном двух людей без верхних векторов.
Четвертое. Обоюдно стараться быть на отдачу, договариваться, искать компромиссы…»
Людмила М., инженер-химик, Днепропетровск, Украина
Во второй части вы узнаете:
Что дает эмоциональная связь?
Как научить ребенка ее создавать? Кто способен ее создать? Про предательство. Вектор и особенности эмоциональной связи. Комплексы как помеха в создании эмоциональной связи.
А также про то, что обесценивает эмоциональную связь, и как этого не допустить.
Начните проникать в тайны создания эмоциональной связи на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация здесь.
Автор Надежда Астахова
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
One Response to Что такое эмоциональная связь