Выйдя из дома, предварительно оцениваешь ситуацию — есть на площадке дети или нет. Нет желания опять сталкиваться с ситуацией, когда любимый малыш будет плакать и сжиматься от страха при виде играющих в песочнице детишек его возраста. Самостоятельный вывод был сделан еще месяц назад — ребенок боится других детей. С этим нужно что-то делать, но только что?
Сначала пробовала уговорить его поиграть с другими детьми, но это вызвало еще больший испуг. Потом пыталась силой заставить — как говорится, клин клином, но тут поняла, что ребенок боится настолько других детей, что даже к песочнице не подходит. Может спокойно только наблюдать издалека, как играют его сверстники. Со взрослыми нормально общается, да и с детьми постарше тоже.
Ребенок боится других детей — начало начал
А ведь раньше такого не было. До года он нормально реагировал на других детей. Почему возник страх? Задумалась: «А ведь я сама всегда всего боялась — наверное, и малышу передалось». Все, связанное с ребенком, вообще всегда сопровождалось тревогами и страхами, это было обычное состояние с первого дня беременности. Врач сказал, что так должно быть, что это ответственность такая по отношению к новой жизни, — должно со временем пройти.
Но после рождения и по мере взросления ребенка страхов возникало все больше. Вдруг упадет, ударится, обидят другие дети: отнимут игрушку, ударят, толкнут. Да что говорить о сейчас, еще будучи на третьем месяце беременности, раз даже ночью вскочила от мысли: «В 18 ему же в армию, как он служить-то будет, а вдруг что-то случится?!» А как с мужем на восьмом месяце спорили, в какую секцию его отдать, чтоб менее травматичная была. Всегда старалась помогать, защищать, ограждать, предугадывать.
А на детской площадке там же вообще ужас — другие дети! Что за дети? Из какой семьи? Почему толкаются, кусаются, отбирают игрушки и обсыпают песком? Как бы чего не случилось с малышом. Как уберечь его? За гиперопекой не увидела, что и у ребенка появилась сначала тревожность, а потом паника и ужас при виде других детей.
Кто ищет, тот найдет
Забив в поисковике «причины детских страхов», попала на портал тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Когда стала читать информацию и анализировать, то увидела, что причиной страхов у моего ребенка были мои состояния. До трех лет психика ребенка неразрывно связана с материнской, и мои страхи, сверхтревожность передались ребенку и являются одной из главных причин боязни других детей.
Сразу вспомнилось, как реагировал малыш в ситуациях, когда спотыкался и падал: лежит и молчит, сосредотачивается на ощущениях — больно или нет, и обязательно на меня посмотрит, точнее на реакцию. Если спокойна, то встал и продолжил играть, а если взволнованно-перепуганная бегу, начинаю жалеть, то рев стоит минут на десять — не успокоить. Ведь он по биению моего сердца, интонациям, движениям считывает состояние и сам начинает переживать. Мама ведь неспроста так волнуется.
Все мигом пронеслось в голове, осталась только одна пульсирующая мысль: «Что делать, чтобы не опоздать все исправить и помочь ребенку адаптироваться к другим детям и побороть страхи?»
Другие дети — не причина страхов
Там же, на портале, нашла информацию и о том, что больше всех подвержены различным страхам самые эмоциональные малыши, у которых есть зрительный вектор. А если понимать особенности психики таких детей, знать, как правильно их развить и реализовать их природные способности, то страхов не будет и из малыша вырастет счастливый творческий человек с глубоким чувством сострадания и любви к другим людям.
Вопросов оказалось много, но и ответы радовали, хотелось получить больше и больше информации о своем малыше, о себе. Прочитала, что сама обладаю анально-зрительной связкой векторов в не очень хороших состояниях. Отсюда и моя гиперопека, и страхи за ребенка. Но чего-то не хватало, пазл не складывался до конца.
Понимание — ключ ко всему
Понимала, если ничего не делать со своими состояниями, то будут возникать ситуации, когда взрослый сын задержится на работе допоздна, а я буду обзванивать все морги и больницы. А что с сыном будет? Он же самостоятельно без меня шагу ступить не сможет, ни одного решения не примет. Надо что-то делать ради его будущего, хватит носиться со своими тревогами, страхами.
И общая атмосфера в семье вносит в детские состояния свои коррективы. Если родители ссорятся, например, отец обижает мать, или при ребенке решаются конфликты с дедушками и бабушками, высказываются взаимные обиды и упреки, то ребенок теряет чувство защищенности, которое должен получать в семье и в первую очередь от мамы. Она ведь в такой ситуации сама ни в чем не уверена, и страхи возникают у детей.
Полученная информация заставила задуматься о том, что чувствую сама, и как родитель в таком состоянии может обеспечить малышу внутреннее состояние комфорта. Стала искать, как справиться с тревожностью, своими страхами. Чтение информации на портале системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогало, но в корне мои состояния не менялись, тогда приняла решение, которое изменило всю жизнь и не только мою — пройти тренинг.
Когда у меня появилось внутреннее спокойствие, увидела, какие первые шаги к решению проблемы боязни других детей можно предпринять в раннем возрасте:
1. Рассказать малышу, что другие дети тоже только учатся играть, все они разные и толкнуть, обсыпать песком могут случайно.
2. Научить ребенка делиться игрушками, чтобы не возникало дополнительных страхов, если кто-то возьмет любимую машинку поиграть.
3. Не изолировать ребенка. Не уходить с площадки при появлении других детей, а взять его на руки. Так он будет чувствовать себя в безопасности и со временем поймет, что реальной угрозы от других детей нет. Но все зависит в первую очередь от ваших состояний и векторального набора малыша. Если кроме зрительного вектора у него есть еще и звуковой, то он просто не выносит шума, который создают активно играющие дети, и в этой ситуации нужен другой подход.
4. Разговаривать с ребенком, расспрашивать о том, чего именно он боится, — пусть почувствует вашу защиту, для него это очень важно. Страх у детей не возникает просто так. И легче помочь малышу, если он будет вам доверять.
5. И самый, наверное, главный совет: если ваш малыш боится не только других детей, но и спать самостоятельно, темноты и бабаек, то обязательно читайте малышу — и не просто сказки, а классическую литературу, которая вызовет у ребенка чувство сострадания к другим людям. Это даст возможность правильно развить его чувственное восприятие мира, что необходимо для реализации его зрительного вектора. О том, как это работает и какие именно произведения необходимо читать, я узнала на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Прошло два месяца…
Перед выходом из дома убедилась, что на площадке есть дети. Значит, пора идти играть. Еще не успела захлопнуть за собой дверь, а счастливый малыш во всю прыть мчится к песочнице, размахивая ведром от радости в ожидании общения со сверстниками. Теперь могу часами стоять, наблюдать, как он играет с другими детьми. Как чудесно понимать себя и своего ребенка! Теперь я психолог для себя и своих близких. Тренинг работает — проверено не только мной.
«… В определенных ситуациях поведение деток предугадывается с точностью до 100%. Понимаешь, почему одни дети истерят, а другие просто орут, добиваясь, в принципе, одних и тех же вещей. Понимаешь, почему они делали и будут делать это так, а не иначе… Только прохождение тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дало мне внутреннее понимание, ответы на все мои вопросы. Ко мне пришло осознание истоков, корней поведения детей…»
«… Прослушав тренинг, определила, правда, не знаю насколько точно, какими векторами наделен мой ребенок. Но могу точно сказать, что я к нему стала относиться по-другому, нашла другие подходы в общении. И бабушке, и дедушке, которые тоже принимают участие в его воспитании, были даны наметки. Результаты не заставили себя ждать, ребенок так сильно преобразился, стал вести себя ну совершенно по-другому. Мы все в восторге, и ребенок тоже. ЭТО ЖЕ НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ!..»
4 Responses to Ребенок боится других детей: защищаем или калечим