Что делать, если ребенок боится звуков
Громыхнула дверь подъезда, истошно затарахтел перфоратор за стенкой — зрачки малыша мгновенно расширяются и он заходится в плаче — ребенок боится звуков. А если гроза? Гром вызывает просто ужас! Порой даже простые бытовые звуки — громкий шорох целлофановых пакетов, звук стиральной машины, пылесос — вызывают у малыша страх. Он кричит, плачет, зовет маму. Что делать, если ребенок боится разных звуков и реакция его при этом довольно острая?
Ребенок боится звуков — норма или патология?
В младенческом возрасте малыши меньше реагируют на посторонние звуки: кроха преимущественно спит, и его сон довольно крепок. Подрастая, малыш спит все меньше, его нервная система развивается, и реакция на разные раздражители становится более острой.
В целом страх у детей — нормальное явление, ведь ребенок еще многого не знает. Неизвестность вызывает у него беспокойство и боязнь. Особое внимание проблеме нужно уделить, если ребенок уже подрос (2-3 года и более), а боязнь звуков остается.
Разобраться в вопросах боязни звуков у детей поможет Cистемно-векторная психология.
Кто боится звуков и почему?
Каждый ребенок рождается со своими природными свойствами. Есть дети, которые не реагируют болезненно на громкие звуки, а есть малыши, которые боятся даже незначительных шорохов и звуков.
Но в первую очередь дети боятся звуков, если их мамы сами находятся в тревожных и вообще негативных состояниях, стрессах, переживаниях или депрессии. Ребенок на животном уровне ощущает состояние мамы, ведь она обеспечивает его выживание: и физически, и психологически. Только мама в хороших состояниях может дать ребенку ощущение защищенности и безопасности, иначе малыш чувствует опасность везде.
Особенно восприимчивы к любой опасности дети со зрительным вектором. Именно они могут наиболее остро реагировать на шумы и громкие звуки. А вот на тревожные и тихие звуки — звуки, которые другому человеку не кажутся необычными (посуда при готовке, скрип двери) — реагируют дети со звуковым вектором. Но они скорее не боятся, а зажимаются или, наоборот, внимательно вслушиваются. Ведь у них от природы самая чувствительная барабанная перепонка, реагирующая на малейшие колебания.
Что делать, чтобы боязнь звуков исчезла
Звуковая экология в доме с самых первых дней — залог нормального развития и роста звуковых деток. Им нужно вслушиваться в окружающую действительность, а не пытать свой слуховой аппарат громкими и неприятными звуками.
Если не обращать внимания на их реакцию и создавать вокруг малыша громкую атмосферу, то у них могут возникать задержки развития. Ведь громыхание и шумы — источник стресса. А при постоянном стрессе малыш категорически не может развиваться нормально.
Оптимально таким малышам включать тихую классическую музыку, разговаривать с ними тихим голосом. НЕ кричать!
Я боюсь, боюсь, боюсь! И звуков в том числе!
Боязнь звуков у детей со зрительным вектором — вопрос страхов вообще. Дело в том, что их корневая реакция, заданная природой, — страх. Когда эти дети растут, чаще всего от них можно услышать фразу — «я боюсь, страшно». Страхи детей проявляются в самых разных видах: темноты, незнакомых угрюмых людей, и в том числе проявляется боязнь звуков. Такие малыши остро реагируют на звуки грома, резкие, внезапные звуки, а также на звук пылесоса или стиральной машины. Они вздрагивают, кричат, потом плохо спят (нервное перевозбуждение) — испытывают испуг.
Как лечить испуг у ребенка? Рекомендации:
Если малыш боится звуков, нужно правильно на это реагировать. А также детей категорически нельзя:
• пугать (читать страшные сказки и показывать страшные мультики);
• высмеивать за испуг (чего ты, трусишка!);
• пытаться «приучать» к громким звукам (постоянно включать пылесос в присутствии ребенка и др.).
Приучить ребенка со звуковым вектором к громким звукам не удастся, его слух очень чувствителен от природы. Таким способом можно дойти до того, что ребенок просто станет замыкаться в себе, «уходить» от громкости окружающей действительности «в себя».
Если малыша высмеивать, он не перестанет бояться, а вот получить парочку серьезных якорей (я трус, я плохой, раз боюсь звуков и др.) — запросто.
Если малыша со зрительным вектором пугать, то задержка развития обеспечена. Неокрепшая нервная система не способна справляться с постоянным стрессом, и это тормозит психосексуальное развитие. Со временем на месте простого страха могут возникать фобии, панические атаки (во взрослом возрасте).
Итак, чтобы у малыша не было боязни звуков:
• ребенок должен ощущать себя в полной безопасности (базовое чувство защищенности и безопасности передает малышу мама — это залог его нормального развития);
• атмосфера вокруг ребенка должна быть тихой, спокойной, умиротворенной;
• малыша нужно развивать, согласно данным ему природой свойствам: бурную фантазию зрительных деток нужно направлять в творчество и игру, малышам со звуковым вектором давать слушать классическую музыку, рассказывать о космосе, мироустройстве).
Чтобы глубже понимать причины появления страхов у детей, а также знать, что с ними делать, нужно понимать свойства ребенка и его психику. В полном объеме изучение психики происходит на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Сотни людей выписали результаты после прохождения тренинга, в которых отметили, что страхи прошли не только у них, но и в первую очередь — у детей.
«…Родители, во главе с мамой, вели каждодневную работу по выведению ребенка из страха за себя наружу. Мы сопереживали вместе всем и вся: любимому коричневому мишке, который у нас падал и болел; лошадке, которая потеряла глаз. Мы поливали засохшие в подъезде кактусы. Мы реанимировали снеговиков, которым уличные детки ломали: уши, носы и хвосты. Мы поднимали варежки-потеряшки и развешивали их на кустиках, чтобы девочки и мальчики нашли свои теплые вещи и не морозили ручки. Мы смотрели мультик, как девочка спасает дельфина, и тысячу раз переживали за замерзшую девочку со спичками.
В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее, нашим общим результатам. Она сегодня вечером снова сказала, что хочет в детский сад к деткам, что ей там не страшно, что она хочет подарить деткам на 8е марта цветы…»
«…Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико — про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий…»
«…Результат ребенка. Сыну 10 лет. Всю жизнь спал со светом. Во время прохождения мною ПУ стал экспериментировать с выключением ночника, причем самостоятельно. Успехи были переменные. Сейчас спит без света. Просто однажды попросил не включать его больше, потому что «при свете спать не может»! И этот результат устойчив…»
Начать изучать психику и понимать природу страхов детей можно уже на бесплатных занятиях тренинга. Для участия регистрируйтесь здесь.
Автор Марина Воронова, психолог
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»