Просмотров: 2 848
творческий ступор

Творческий ступор. Задержка на старте

Когда между тобой и творчеством появляется Ступор, чувствуешь нерушимую беспомощность. Он перекрывает дорогу, отвлекает от старта, омрачняет ожидаемый результат. А бывает, что просто отсутствует вдохновение, что тоже, в общем-то, стопорит процесс.

Всем известны такие примеры, когда творческая личность прославлялась чем-то стоящим и постепенно забывалась, не показав миру ничего нового. Почему так? А ведь задатки и талант определенно были, все ждали продолжения карьеры. Вместо этого − творческий ступор и тишина…

творческий ступор

Творческий ступор неначинающих

Представим ситуацию, когда человеку трудно решиться и начать, его терзает страх провала и низкой оценки  результатов творчества. Это сопровождается высокими требованиями к самому себе − должно получится только хорошо, иначе нет смысла делать что-то вообще. Начало действия постоянно откладывается, сомнений всё больше. Человек стоит на старте и ему мерещатся хохочущие зрители на трибунах. Знакомо?

Особенно это актуально в тех случаях, когда первые плоды творчества были оценены высоко, и теперь человек ставит перед собой планку выше − сделать лучше, круче, идеальней. Боясь ее не перепрыгнуть, он так и застывает в бездействии. Вот уже и задумка кажется глупой, и сомнения в себе отвлекают... Привязанность к первому хорошему результату мешает идти дальше. Он кажется человеку настолько идеальным, что сделать еще раз, но совершенней и лучше просто не получится. Вот так, привязываясь к первому детищу, он сидит над ним в творческом ступоре и чувствует цепы сомнений. Вскоре вовсе подавляется желание творить. Или человек делает все по одному удачному шаблону, просто потому что он был первый. Каждое последующее произведение до тошноты похоже на предыдущее, и почитатели творчества постепенно начинают терять к нему интерес. А новые концепции постоянно представляются сомнительными, не такими удачными, как первая.

нет вдохновения ступор

Еще вариант −  острая критика и троллинг плодов творчества, которые становятся причиной творческого ступора. Человек оценивал свое детище совсем иначе, или хотя бы не так плохо. Может быть, он и понимает, что все с чего-то начинают. Но все равно принимает близко к сердцу и боится повтора «провала». Хотя, по сути, не всё всегда должно получаться идеально, все ошибаются и лажают.  Кто-то похохотал на славу, кинул колкую фразу про творчество человека и забыл. А он из-за этого отказывается от мечты построить карьеру, становится беспомощен перед низкой критикой и не может совладать с собой, начать еще раз. Такое не минует даже тех, кто давно занимается чем-то, но натыкается на «доброжелателей». Особенно в интернете.

в творческом ступоре

А может ну его, это всё?..

Во всех этих случаях определенный набор особенностей человека играют с ним злую шутку. И пока истинная его природа остается за кадром сознания − в бессознательном − банальное непонимание себя приводит к творческому ступору. Человек задается вопросами: почему не могу, почему не начинаю, почему боюсь, почему откладываю, почему отказываюсь делать…
Системно-векторная психология. О творческом ступоре

В каждом из восьми векторов заложена своя видовая роль, свойства психики и особенности мышления, необходимые для ее выполнения. Совокупность заданных человеку от рождения векторов и определяет его устремления, жизненные ценности, профессию, отношения в паре, в социуме, жизненный сценарий.

На самом деле всё просто, и одна правильная мысль-озарение может кардинально поменять жизнь.

Видовая роль людей с анальным вектором − накопление опыта предыдущих поколений, систематизация, очистка от неточностей и дальнейшая передача собранной информации подрастающему поколению. Эти 20% человечества обладают лучшей памятью, и, неосознанно для себя, каждый в разной степени, нацелены на прошлое. Они испытывают больший интерес к тому, что было создано кем-то ранее, чем к тому, что считается актуальным теперь или будет создано в будущем. В том числе и к тому, что было их личным первым творческим опытом.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Анальный вектор, отрывок лекции


Если бы эти люди не смотрели так внимательно в прошлое, боясь потерять там что-то нужное для будущего, то всем следующим поколениям приходилось бы начинать с нуля. К этому всему прилагается также перфекционизм, ведь если не начертить ученику точную схему, он так и не сможет собрать весь механизм. Такой себе «пунктик» на качестве, точности, достоверности.

Обращение в сторону первого опыта приводит к тому, что человек боится начать что-то новое. Он мысленно ставит в рамки идеала то, что было создано им ранее, даже не осознавая этого.

Кроме того, человек с анальным вектором стремится закончить всё начатое им. Бывает даже, что невзирая на критерии надобности. Это может приводить к тому, что он не в силах начать что-то новое, не закончив с начатым ранее. Не может переключаться. Он более нацелен на один вид деятельности, чтобы совершенствоваться в нем и достичь максимального профессионализма. Порой тем самым перекрывая себе иные возможные пути творческой реализации.

Мне сказали. Значит это так

Человек с анальным вектором склонен искать советов и рекомендаций. Выше себя он ставит мнение профессионалов, которые уже получили опыт и могут передать его. Но часто так бывает, что человек ошибается и слушает без разбора всех, у кого есть звание, диплом, награды. А не стоило бы этого делать.

Критика или критиканство — как состояние души. Системно-векторная психология Юрия Бурлана

И, к тому же, не каждая критика является критикой. А люди с разным векториальным набором по-разному относятся к одному и тому же творчеству. Кто-то скажет, что это фигня и нечего на такое тратить свое время, а кто-то восторженно похвалит.

Если уверены, что делаете полезное дело − делайте его. Если кто-то пытается донести до вас, что это пустая трата времени − послушайте, подумайте, но сумейте сделать свой личный правильный вывод, а не навязанный. Надо различать важное мнение и просто чье-то мнение, критиканство и конструктивную  критику, которая поможет стать лучше в своем деле.

Страх начать и сделать хуже, чем получилось в первый раз или хуже, чем это делают профи − знак «Стоп» на пути к развитию способностей и талантов.

ступор в творчестве

Вдохновение взяло отпуск

Кроме всего вышеперечисленного есть еще масса причин отсутствия вдохновения, в каждом из векторов она своя. Например:

Кожнику может быть мало новизны, угнетающее постоянство сводит с ума, и от этого опускаются руки.
Зрительнику может не хватать общения с людьми, чувства влюбленности, эмоций, ярких визуальных впечатлений. И вдохновение неоткуда черпать.
Звуковика может отвлекать постоянный шум, выбивающий его из сосредоточения. И банально из-за неблагоприятной рабочей обстановки дело стоит на месте.

Насытившись источниками вдохновения, создав нужные условия для деятельности, разобравшись в себе и своих ощущениях, можно вновь вернуть себе желание творить.

И на вопрос: «Ну хорошо, понятно все, и что с этим дальше делать?»,− ответ один. Глубже копнуть, проанализировать себя. Осознание причин поможет выйти из творческого ступора.

Автор: Иванна Ундер
Заметка написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Записаться на ближайший курс бесплатных онлайн лекций можно кликнув по баннеру:

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Метки: ,
Предыдущая статья
Следующая статья

15 Responses to Творческий ступор. Задержка на старте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *