Растим гения. С чего начинается «хочу, могу и буду!»
– Ложечку за маму, ложечку за папу!
– Не хочу! Не буду!
(Из жизни)
Каждая любящая и заботливая мама хочет, чтобы ее ребенок был и здоровым, и умным. И один из важных вопросов здоровья с первого года жизни – это вопрос кормления.
Существует ли взаимосвязь между тем, как мы кормим ребенка и тем, как он будет развиваться? Казалось бы, связь однозначная: чем более достаточно и питательно мы кормим ребенка, тем больше у него возможностей для развития в будущем. В здоровом теле, как говорится, здоровый дух…
А что, если ребенок есть отказывается? Нужно ли накормить дитя любой ценой? И не приносим ли мы вред в борьбе за здоровое тело здоровому духу? В этом непростом вопросе нам поможет разобраться системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Природой каждому из нас от рождения даны определенные желания и свойства, совокупность которых названа векторами. Именно реализация этих свойств приносит нам удовольствие от жизни. При этом заданные свойства необходимо развивать.
Первое «хочу»
Изначально у ребенка свойства начинают проявляться от нехватки. Появилось «хочу» – заработала мысль, как получить желаемое. Дальше следует действие. Это справедливо для любого желания. А поскольку желание к пище – базовая потребность, которая не удовлетворяется «по умолчанию» (как потребность дышать, например), ребенок на пище учится «хотеть и получать».
Далее это будет проявляться во всем: ощутил нехватку – появилось желание, а вместе с ним мысли, как это желание удовлетворить. Конечная цель – это всегда удовольствие. И именно это дает возможность развивать свойства, заложенные природой, при создании благоприятных условий.
Когда благие намерения – во вред
Возвратимся к вопросу, как насильственное кормление влияет на развитие ребенка. Если ребенок не успел проголодаться, а мы кормим его, начиная от уговоров до угроз, мы разрушаем этот природный механизм. Вместо удовольствия от удовлетворенного желания возникает отвращение к получению. Вместо позитивного базового опыта получения «хочу – получаю – наслаждаюсь» возникает патологическая цепочка «не хочу – получаю – испытываю отвращение». Тем самым мы мешаем ребенку хотеть и двигаться к наполнению других его желаний, что негативно сказывается и на развитии его свойств, и на дальнейшей реализации – ему будет сложно получить от чего-либо удовольствие. А ведь это именно то, что заставляет нас двигаться и добиваться чего-то.
Получая позитивный опыт – «голод/аппетит – насыщение пищей – удовольствие» – ребенок получает предпосылки искать удовольствие от насыщения и других своих желаний. Это залог движения и развития. Только желание толкает добиваться цели, а затем ребенок научается получать удовольствие уже от самих приложенных усилий. А мы, родители, искренне удивляемся: «Мы же даем тебе все! А ты – лентяй, даже уроки сделать не хочешь!» Потому и не хочет, что мы из самых добрых побуждений «насильно удовлетворяем» его желания еще до того, как они зародились.
Уже незачем хотеть и добиваться, не возникает чувство благодарности за полученное. В конечном счете: никакого наслаждения от еды, от усилий по достижению цели, от самой жизни.
Для умных родителей
Чем еще грозит насильственное кормление, вы можете узнать из видео-фрагмента тренинга по системно-векторной психологии:
Чтобы лучше понимать потребности своих детей и закономерности их развития, регистрируйтесь на бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана>>
Автор Наталья Лим