Причины возникновения конфликтов: от просчетов к прорывам
У человека есть уникальный дар — речь. Тем не менее мы часто не можем договориться о простых вещах, не говоря уж о серьезных и масштабных проблемах. Недопонимания, искаженное восприятие, неверные суждения вносят во взаимоотношения людей раздор. Конфликтов не избежать ни на работе, ни в магазине, ни в семье, ни в себе самом. Мы хотим быть услышанными и в то же время не слышим других, мы требуем понимания и отказываемся понимать. Что это: двойные стандарты или инфантилизм?
Попробуем разобраться, в чем же заключаются основные причины возникновения конфликтов, пользуясь знаниями, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Что такое конфликт и как он проявляется
Понятие «конфликт» довольно однозначно. С латинского этого слово переводится как «столкновение», мы же добавляем — интересов. Любое противостояние, сопровождающееся сменой ровного состояния человека негативными переживаниями, можно смело назвать конфликтом. Это могут быть мелкие размолвки, хамское поведение в общественном транспорте или очереди, давление со стороны руководителя, невыполнение поставленных задач подчиненным, скандалы в семье, недопонимания с детьми и т. д. У конфликта нет возраста, пола и степени образованности: если что-то складывается не так, как мы то запланировали, если кто-то идет наперекор нашей воле, если обстоятельства отдаляют нас от желаемого, а не приближают к нему, — это плодородная почва для конфликта.
Рассматривая данный термин с точки зрения процесса, можно сказать, что конфликт — это действие или бездействие, направленное на противостояние оппоненту и защиту своих интересов. То есть не обязательно человек должен использовать громкие бранные слова и агрессивно размахивать руками, но и злостное невыполнение возложенных на него обязанностей может квалифицироваться как протест и провокация конфликтной ситуации.
Три составляющих конфликта
Для возникновения конфликта необходима триада условий:
— противоречие как почва для прорастания зерна раздора;
— противодействие в общении, поведении или деятельности;
— переживание обоими оппонентами негативных состояний, которое станет триггером для дальнейшего развития проблемной ситуации.
Несмотря на многочисленные исследования и попытки систематизировать наблюдения разнообразных конфликтных ситуаций на разных уровнях (человек-человек, человек-группа, группа-группа), конфликтологами и психологами не выведено четкого алгоритма действий во время конфликта. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет не только вовремя исчерпать конфликт, но и предупредить его. Посмотрим на основные причины возникновения конфликтов с нового ракурса.
Основные причины конфликтов и их виды
В конфликтологии выделяют четыре группы причин конфликтов:
— объективные,
— организационно-управленческие,
— социально-психологические,
— личностные.
Остановимся на каждой из них подробнее.
Объективные причины конфликтов
Сюда относятся обстоятельства, которые формируют предконфликтную обстановку и не в полной мере зависят от участников конфликта. Примером может послужить ограниченное количество бюджетных мест в вузе, большой конкурс на должность, недостаточно широкий ассортимент товаров в магазине и т. д. Абитуриенты, соискатели и посетители магазина невольно становятся оппонентами. В стрессовой ситуации люди часто начинают выходить за рамки общепринятых норм поведения, и здоровая конкуренция превращается в бои без правил.
Имея знания тренинга «Системно-векторная психология», нам легко оценить ситуацию объективно, увидеть свои перспективы и избежать стресса. Эти знания позволяют прогнозировать дальнейшее поведение человека, основываясь на свойствах его психики, которые считываются за первые минуты знакомства и наблюдений. Таким образом мы перестаем быть втянутыми в конфликтную ситуацию и можем быстро и безошибочно сориентироваться в методах разрешения самого конфликта с минимальными потерями для его участников.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Эта группа причин возникновения конфликтов относится к организации коллективов, их структуре и функционированию. При неверном выборе сотрудников, неправильной постановке задач и распределении ресурсов, несоответствии личностных качеств сотрудников поставленным задачам, а также неумелом управлении персоналом функциональность и продуктивность работы коллектива окажется под угрозой.
Когда человек находится на своем месте, он способен четко и грамотно справляться с обязанностями. Более того, это будет приносить ему моральное удовлетворение. Он будет ощущать себя полезным и счастливым, а отсюда следует, что такой сотрудник сможет затрачивать достаточное количество энергии для достижения поставленных целей. Умение определять человека по векторам (в терминологии тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана) позволит выбрать лучших кандидатов уже на этапе собеседования и тем самым сформировать коллектив, где усилия каждого его члена будут направлены на результат, а риск конфликтных ситуаций сведется к минимуму.
Социально-психологические
Эта группа включает в себя наиболее обширный диапазон причин возникновения конфликтов, к которым относятся и внутрисемейные, и межличностные, и конфликты внутри коллективов, не связанные напрямую с рабочим процессом. Все они объединены двумя факторами:
— необходимостью социального взаимодействия;
— наличием психологического давления.
Разберем несколько примеров.
Пример 1. Руководитель коллектива определил «любимчиков» и «жертв», в результате чего одним все сходит с рук, а вторые всегда пребывают в немилости? Если человек ощущает себя членом второй группы, он испытывает стресс при каждом выходе на смену.
Способ урегулирования. При помощи знаний, полученных на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, мы можем с точностью определить векторальный набор руководителя, понять, какие у него ценности и ориентиры и какую выбрать тактику поведения, чтобы не попасть «в немилость». К примеру, анальный вектор наделяет своего обладателя желанием к справедливости, как он ее понимает (поровну), высоким профессионализмом, стремлением к качеству и перфекционизму. С таким управленцем следует строго соблюдать субординацию и при выполнении требований держать курс на качество, а не количество. Если же лидер группы — обладатель кожного вектора, то здесь важен результат и экономия ресурсов, а разговор о том, что качество может пострадать, будет им восприниматься как нежелание работать.
Пример 2. Респондентная агрессия, направленная не на источник конфликта, а на близких и друзей. На работе руководитель не подбирает слов при общении с подчиненными. Ответить тем же нельзя — есть риск остаться без средств существования. Накопив ком негативных эмоций, мы возвращаемся домой взвинченные и накаленные до предела. А здесь жена не встречает на пороге с тарелкой борща, да еще и тапочки неизвестно куда подевались. Скандал.
Способ урегулирования. Понимая природу руководителя, мы можем найти правильные слова, откликающиеся через систему его ценностей, и общаться на одном языке, в результате чего у него не возникнет желания как-то оскорбить или унизить коллегу, который с ним солидарен в вопросах управления и постановки задач. К тому же знание психических особенностей окружающих и своих собственных вызывает ощущение внутреннего комфорта. Перед нами теперь не неизвестный Василий Петрович, а вполне предсказуемый и понятный кожно-звуковой айтишник, живущий своими идеями и читающий бинарный код как книгу. А жене мы звоним по выезде с работы, ведь она — кожная, а значит, знает счет каждой минуте и успеет приготовить ужин к возвращению мужа.
Личностные причины возникновения конфликтов
Во время взаимодействия с окружающим миром мы реагируем на него согласно заданным конфигурациям психики — векторам, обусловливающим наше мировосприятие и мироощущение. Одни из нас ищут изменений, жаждут богатства и материального превосходства, другие не мыслят жизни без семьи, детей, уютного дома и уважения коллег, третьи целиком отдаются поискам любви и ярким впечатления, четвертые погружены в глубины своего «Я» и не замечают, как зиму сменяет лето, а день — ночь.
Через свои системы ценностей мы пытаемся отличать и других людей, видя в них «себя» и «не себя»: если «себя», то оправдываем, видим родственную душу, а если «не себя» — обвиняем. Эти процессы происходят бессознательно. И пока мы не раскрываем психику других людей (вектора), мы не способны понять, а кто же перед нами на самом деле, чем живет наш сосед по лестничной площадке, о чем молчит наш лучший друг, к каким высотам устремлен начальник, о чем мечтает жена.
Мы так же наощупь выбираем себе профессию, находим работу, место жительства. Редко кому удается идти по зову сердца и реализовать себя в мире, в социуме, в семье. Нереализованный человек больше несчастен, подавлен, взвинчен, чем счастлив. Наши состояния накладывают оттенки на восприятие мира, и мы уже видим в каждом человеке врага, на которого готовы сбросить напряжение, чтобы стало хоть чуточку легче.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность улучшить уровень социальной адаптации, повысить психологическую устойчивость, видеть других людей такими, какие они есть, и не завышать ожидания. Мы учимся понимать самих себя, объективно видеть свои сильные и слабые стороны, свой потенциал. Нам больше не о чем спорить, не нужно ничего доказывать, не хочется ввязываться в пересуды. Мы просто знаем, кто мы такие, понимаем людей вокруг и осознаем, куда мы движемся.
«…Каждого, с кем общаюсь, анализирую по векторам. Это помогает мне строить взаимоотношения с людьми, избегать конфликты через понимание, кто передо мной и какие его основные ценности и потребности…»
Ольга Г., специалист по обучению и развитию персонала, Торецк
«…Я стала на порядок лучше понимать других, причины их поступков и перестала обижаться по каждому поводу… Обиды и «пережевывание» их — это то, что отравляло мне жизнь многие годы. Чудесным образом люди, с которыми у меня были серьезные конфликты, ко мне потянулись. Искренне потянулись. Я увидела в их глазах желание находиться в моем обществе, чего НИКОГДА не было раньше…»
Бесплатный цикл онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывает причины и условия возникновения конфликтов, а также дает универсальный и математически точный инструмент по их урегулированию.
Автор Юлия Лисицкая, филолог
Редактор Тамара Ткаченко
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»