Вопрос от Ирины, Москва: «Сыну 15 лет, агрессивный, замкнутый, ничем не увлекается, сидит в телефоне или в компьютере сутками, читает только комиксы. Когда убирала его комнату, то, увидев содержание этих комиксов, пришла в ужас: кровь, чудовища, ножи, черепа, мертвецы и леденящие душу названия. Подскажите, может быть, мой сын от этих комиксов стал таким агрессивным, нелюдимым и ни к чему не стремится совсем? Что такое комикс, опасно ли детям их читать?»
Отвечает Анна Афанасова, психолог:
Очень понимаю ваше беспокойство по поводу поведения и состояния сына.
Для нашей страны это, можно сказать, новое явление, и многие родители не знают, как поступить и чего от этого явления можно ожидать. На волне популярности комиксов сегодня для молодежи очень много в сети откровенно заказных статей. Давайте разбираться.
Что такое комикс: как все начиналось
Что означает слово комикс? Комикс (от англ. Сomic — смешной и strip — полоса, картинка) — рисованная история, рассказ в картинках, синтез литературы и графики.
Принято считать, что комиксы к нам пришли из Америки. Там они существуют уже более 100 лет. Хотя можно провести аналогию и с наскальной живописью, и русским лубком. Как бы то ни было, но этот процесс начинал набирать обороты и шел по всему миру, лидируя в США, так как редакторы газет и журналов быстро поняли, для чего им нужны такие картинки с надписями — они быстро увеличивают продажи.
А так как спрос диктует предложение, то было принято решение начать создавать своих героев. Начиналось все от вроде безобидных супергероев и любовных историй для подростков, и дальше появились комиксы ужасов, зомби, ходячие мертвецы и тетради смерти.
Для чего нужны комиксы
Население разделилось на два лагеря.
Те, кто издавал и продавал эти рисованные истории, пропагандировали миру, что такое незатейливое развлекательное чтение помогает справиться со многими проблемами — финансовыми, социальными. Читая комиксы, человек якобы погружается в другую реальность, отвлекается от своих проблем. Тогда еще не было компьютеров и интернета.
Другая половина населения — это родители детей, которым покупали комиксы. Они начали замечать, как дети становились агрессивными, и это приводило к росту преступности. На комиксы стали жаловаться, началась настоящая травля. Родители хотели защитить своих детей. Таким образом появилась цензура комиксов. Сцены насилия были запрещены, а также издателям запрещалось, чтоб в этих историях зло побеждало добро.
Интересно отметить, что это движение против комиксов возглавил доктор Фредерик Вертам, работавший с трудными подростками в Америке. Много лет он посвятил тому, чтобы доказать, как негативно влияет чтение комиксов на психику подростков, увеличивая преступность несовершеннолетних, вызывая общее снижение уровня их развития.
После этого заявления начали создаваться организации, призванные защищать детей от комиксов. Во многих регионах их даже сжигали.
В 1950 годы Фредерик Вертам написал книгу о вреде комиксов, где автор подчеркивает мысль, что дети всегда копируют увиденное в книгах, комиксах, где преступить закон — это всегда безнаказанно, а разрушить целый город так же легко, как кофе выпить.
Что такое комикс по-русски
Интересно отметить, что в СССР комиксы не получили своего развития. Была жесткая цензура и высокая нравственность. Их называли не иначе как «американский способ оболванивания молодежи». Единственное, что было в этом жанре, — это детский журнал «Мурзилка» с добрыми картинками.
А в конце 50-х годов наша советская система образования была названа лучшей в истории. Наши школьники были гораздо более развиты, чем американские. Это официально признала НАТО.
Детская психика оберегалась не только от книжной продукции сомнительного содержания и комиксов, на телевидении тоже была цензура. Выпускались мультфильмы в классическом музыкальном сопровождении, озвученные лучшими актерами кино. Детские фильмы призывали к добру и состраданию, а не к насилию и убийствам.
Это было возможно благодаря ценностям нашего менталитета, которые построены на идеях коллективизма. Где общественное дороже личного, каждый вносит свой труд в общее дело, где человек человеку друг, товарищ и брат. Подрастающему поколению с раннего детства прививали важность личного вклада в общество. На литературу, которая выходила в то время, была установлена жесточайшая цензура.
И это было глубоко взвешенное, мудрое решение, не позволяющее никакой шизофрении, насилию, жестокости появиться и заразить этим массы детей с неокрепшей психикой. Поколение людей советского периода было самым здоровым в психологическом плане. В то время как на Западе уже тогда процветала преступность и психопатологии. И роль верной здоровой идеологии и цензуры трудно переоценить, ведь Россия долгое время считалась самой читающей нацией.
Что такое комикс в наше время
В наше время Россия уже не самая читающая страна. Спрос на книги падает, а на комиксы растет. Сейчас их продают не только в киосках, ларьках или по интернету. Магазины комиксов открываются по всей России в самых дорогих торговых центрах, где очень дорогая аренда.
С 2010 года комиксы в нашей стране начали набирать обороты. Процесс их распространения никак не отслеживается, содержание никем не цензурировано, возрастной ценз хоть и указан на обложке, но купить их может любой школьник.
В таких магазинах всегда можно увидеть много подростков, школьников да и взрослых людей.
Кто открывает эти магазины сегодня, кто создает комиксы и кто их читает? «Люди, интересующиеся фантастикой», — скажет читатель и будет отчасти прав. Системный читатель, знакомый с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, без труда увидит в этих людях с умным, живым или сосредоточенным взглядом звуковиков или зрительников — обладателей звукового или зрительного векторов.
Что такое комикс для звуковика
Люди со звуковым вектором с самого раннего детства интересуются космосом, фантастикой, задаются вопросами о смысле жизни. Это очень умные дети от природы, с абстрактным интеллектом, любящие тишину. При правильном воспитании из них вырастают музыканты, физики, ученые.
Но если родители неправильно воспитывали своего звукового ребенка, то впоследствии, как правило, такие дети страдают ненаполненностью своих природных состояний. Они могут мучиться депрессией и головными болями, становятся замкнутыми. Склонностью к суициду обладают именно они в плохих состояниях.
Огромный процент комиксов — это фантастика. Супергероика — та же фантастика, так как в реальности этого нет. Для звуковика фантастика и реальный мир существуют вместе, иногда он не различает, где одно, а где другое. Этой грани может не быть, если он с утра до вечера будет находиться в параллельной Вселенной.
Именно звуковики пишут фантастику, создают эти фэнтезийные миры, супергероев в комиксах. Да и сам интернет создали они же. Все, что вчера было фантастикой, — сегодня уже реальность. Что мы вчера думали об искусственном интеллекте? Сегодня этим никого не удивишь.
Когда создателей комиксов спрашиваешь: «Зачем вы придумываете все эти страшные истории, герои ваши с такими ужасными, страшными лицами?» Они спокойно отвечают вопросом на вопрос: «Разве не возможно, что на других планетах живут вот с таким лицом? Мы патриоты своей фантазии».
Тогда задаешь им другой резонный вопрос: «Но ведь там нечего читать, одни картинки и всего пара строк текста! Так и деградировать можно». На это они так же спокойно отвечают: «Качество важнее количества. Важен только смысл. Если его можно выразить в двух словах вместо 200 страниц — этого достаточно. И это не означает, что произведение некачественное, и не влияет на его значимость».
Главное в комиксах — смысл
Да, звуковики ищут во всем смысл — это их ключевик.
И все же, не унимаюсь я, разговаривая с директором и хозяином магазина комиксов в самом центре Москвы (естественно, он звуковик): «Неужели нельзя изобразить все как-то более человечно, без крови, жертв, насилия, ведь дети, неокрепшая психика?..»
Отвечает: «Они не страшные, они видоизмененные. Просто люди хотят их такими видеть. Не более и не менее. Рынок комиксов, как продуктов, одежды, формируется под запросы. У любого человека есть свое видение этого мира, и кажется глупым пытаться его изменить. Таков мир! И с каждой минутой он меняется еще сильнее, и мы не успеваем. А показан в комиксах реальный мир, такой же, как наш, немного видоизмененный, можно назвать его параллельной Вселенной, которая также существует. И если вам не нравятся комиксы, то это просто означает, что в вас нет тех струн, на которых они играют!»
Во мне есть эти струны, подумала я, выходя из магазина комиксов. Просто у меня эти струны давно настроены, откалиброваны и отлажены, звучат не какофонией, а прекрасной музыкой внутри меня. Поэтому мир комиксов для меня понятен, предсказуем и конечен. А вот звуковых подростков жаль. С таким потенциалом (их объем психики самый большой) они не видят применения себя в обществе. Их желания не лежат в материальной плоскости, они ищут смысл и часто не находят его или подменяют суррогатом дешевого комикса.
Что такое комикс для зрительника
Естественно, даже несистемный читатель уже догадался, что смыслы комиксов сочиняют звуковики в своих не самых лучших состояниях, а их брат по квартели информации — зрительник (также не в лучших состояниях) — рисует соответствующие картинки.
Кто такие люди со зрительным вектором в двух словах. Это тонкие натуры, мечтательные, с тонким художественным вкусом к живописи, отличающие 400 оттенков черного и других цветов. Их глаз устроен особым образом, и то, что доступно видеть ему, не доступно никому.
Природный страх обладателей зрительного вектора — страх смерти. Это ключевое понятие для понимания комиксов ужасов. Реализуя себя в обществе и в личной жизни, вынося свой страх наружу в виде сострадания и любви к людям, зрительники этот страх трансформируют в самое прекрасное чувство — любовь. По-настоящему вообще только им, зрительным людям, доступно так самозабвенно любить.
Но когда не хватает эмоциональных связей, когда детей пугают страшными мультфильмами, историями, комиксами с леденящими душу картинками, то тогда они могут так и остаться в страхах. И будут всю оставшуюся жизнь пугать себя страшными комиксами, фильмами ужасов, таким образом наполняя свой зрительный вектор.
Супергерои — добро или зло?
Супергерои в комиксах обладают невиданной силой, безграничными способностями, так что за них нет смысла переживать, сочувствовать, сострадать. А для зрительного ребенка — это ключевое качество. Сопереживание, вынос эмоций не в себя, а наружу, на другого, кому плохо — «хуже, чем мне». Это помогает таким детям не остаться в страхах.
Что происходит в комиксах с супергероями? Агрессия, кровь льется рекой, прославляется превосходство силы. Комиксы уже давно утратили свой комический характер и утверждают жестокость и смерть. Конечно, подросткам интересны вечные темы добра и зла, справедливости, жизни и смерти. Но когда ради «восстановления справедливости» уничтожаются не глядя целые города, убиваются ни в чем не повинные люди, то к чему эти комиксы призывают детей?
Зрительные дети легко увлекаются темой смерти, это естественно для них. Но надо понимать, что привязанность к супергероям в комиксах, к виртуальным героям говорит только об одном — нехватке эмоциональных связей у ребенка с родителями в реальной жизни.
Каким будет будущее наших детей, зависит от того, насколько развиты их природные свойства (вектора). И от нас зависит, какую дорогу они выберут. Дети сегодня — это будущее нашей страны завтра
«…Для меня было откровением, что развивать надо ребенка чтением... Сам он читать не любит. Я начала читать в его присутствии для младших детей, в результате втянулись все, даже папа. Мы читаем, обсуждаем и комментируем прочитанное, и все это очень естественно получается, без особых усилий. Совместное чтение нас сблизило…»
«… После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все Благодаря Тренингу по Системно-векторной психологии Ю. Бурлана...»
«…Мой основной запрос на тренинге — как правильно воспитывать дочку. Осознавая, как моя мать «обрубила крылья» мне в детстве, я не хочу поступить так же со своим ребенком. Моя дочка полностью повторяет мои вектора, я теперь знаю, как поступать с ее АВ, развивать Кожу и Зрение. 1. Мы читаем правильные книги. Причем до тренинга я читала детские книги, а дочка вообще не слушала меня, я злилась и не понимала, почему ей не нравятся сказки. А сегодня правильная литература целиком и полностью держит ее внимание и желание, чтобы я ей почитала…»
2 Responses to Что такое комикс