Как приятно смотреть на первые шаги своего малыша, радоваться его первым успехам. И как беспомощно чувствуем себя, когда набегают первые тучки проблем. Одна из таких — стеснительный ребенок.
Почему малыш ведет себя смело дома, а на людях становится букой, не хочет контактировать с детьми, стесняется людей? И такое может беспокоить как родителей маленьких детей, так и подростков, которым вот-вот выходить во взрослую жизнь.
Родители и рады бы помочь советом, поддержкой, обратиться за помощью к книгам, только ребенок от этого не становится другим. Чем больше советов, тем больше он уходит от контакта, словно стремится защитить невидимую рану на душе. Но откуда она может быть у малыша? Ведь он только начинает жить, и все только для него.
Заглянем в тайники его души с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, согласно которой все дело во врожденных желаниях и свойствах психики, в совокупности называемых векторами. Ребенок очень стеснительным бывает по двум причинам:
особенности психики ребенка,
неблагополучие в состоянии мамы.
Эти глаза напротив
Эмоциональные, чувствительные детки со зрительным вектором составляют большую группу стеснительных детей. От рождения они наделены большой эмоциональной амплитудой и богатым воображением. Им под силу пережить боль другого человека как свою собственную, испытать невероятное чувство любви и нежности.
Их глаза подмечают любой нюанс, незаметный другим людям, будь то цвет, форма или внутреннее состояние другого человека. Они артистичны от природы, в детстве демонстрируют способность устанавливать эмоциональные связи с игрушками, наделяя их теми или иными качествами, с кошками, собаками, выбирая для себя роль воспитателя или врача. Для них крайне важна эмоциональная связь с другим человеком.
«Как красиво!» — это их любимое выражение, в котором проявляется высшее наслаждение для зрительного вектора.
И как же такие малыши попадают в разряд стеснительных? Ведь, казалось бы, они рождены для общения, для выступлений на сцене.
Весь секрет в особенностях воспитания таких детей. Корневой эмоцией у них является страх смерти. Любые действия, усиливающие этот страх, будут тормозить ребенка.
Запугивания, рассказы страшных историй, сказок, где присутствует поедание персонажей — например, безобидная, на взгляд взрослых, сказка «Колобок». Как ни старайся, а финал один. И как после рассказанной на ночь сказки уснуть впечатлительному ребенку? А как реагировать на незнакомых людей? Ведь съесть могут.
Есть ли выход из этого? Что делать, если ребенок со зрительным вектором очень стеснительный? Как правильно развивать такого малыша? В первую очередь понимать особенности его психики и избегать всего, что может усилить или вызвать страхи. Рассказы о болезнях, смерти, похоронах следует исключить из обсуждений при ребенке.
Правильным будет развитие в нем сострадания, сопереживания другим. Чтение сказок, подобранных в таком ключе, будет лучшей профилактикой страха за себя, а значит, и стеснительности. Помощь и забота о близком человеке сместят фокус внимания наружу, и на страхи просто не останется энергии.
Примерный ученик
Другую группу стеснительных детей составляют обладатели анального вектора. Желание быть лучшим, получить похвалу подкрепляется усидчивостью, аккуратностью, стремлением выполнить работу идеально, без ошибок.
Малыш с анальным вектором трудно привыкает к новому, долго думает, анализирует. Беготня, толкотня — не его дело. Обстоятельность, неторопливость, предварительная подготовка, чтобы избежать всяких неожиданностей, — портрет идеального ученика. Он и задуман природой для учебы, чтобы потом передать свои знания будущим поколениям.
Ждать от такого ребенка импровизации, активности — только мешать его развитию и провоцировать вспышки упрямства, характерные для анального вектора при неправильном обращении.
Что делать, если ребенок с анальным вектором стеснительный? Такого ребенка надо заранее готовить к предстоящим событиям, доброжелательно объяснять и повторять для лучшего запоминания. В случае проявлений стеснительности, что на самом деле может быть ступором от неожиданности, свойственным человеку с анальным вектором в новых для него ситуациях, помочь сгладить неловкость, не привлекать к нему лишнего внимания.
Говорите тише
Ошибочно за стеснительность можно принять особенности психики ребенка со звуковым вектором. Обладая от природы чутким слухом, он скорее склонен быть в тишине, чем веселиться в шумной компании. Сосредоточенно размышлять о чем-то своем в уединении, чем привлекать к себе внимание громкими рассказами.
Благодаря хорошему слуху он тонко различает интонации и не пропустит фальшь в голосе человека, ласковым обращением прикрывающего свои истинные чувства. Чем произведет впечатление диковатого, избегающего общения, либо его ошибочно посчитают очень стеснительным ребенком.
Между тем малыш со звуковым вектором наделен абстрактным интеллектом и имеет потенциал гения, способного решать самые трудные задачи. Все великие открытия были сделаны людьми со звуковым вектором.
И все, что надо делать родителям такого ребенка, — соблюдать звуковую экологию для создания благоприятных условий для его развития. Не стремиться насильно вытолкнуть в шумные компании, не ставить в пример других детей и тем более не унижать его.
Музыка, интеллектуальные игры, чтение, программирование — лучшие занятия для звуковиков.
Внимание на маму
Каждый ребенок, независимо от векторов, до шести лет связан невидимой психологической пуповиной с мамой. От ее состояния зависит его развитие. Именно мама дает так необходимое малышу ощущение защищенности и безопасности.
Это не скрыть за искусственной улыбкой. Ребенок чувствует ее состояние и соответственно реагирует. Реагирует особенностями своей психики, своих векторов. Ребенок со зрительным вектором — боится, часто болеет из-за слабого иммунитета. Малыш с анальным вектором может без причины стать капризным, упрямым. Маленький звуковик может проявлять первые признаки аутизма.
Все это только как индикатор, лакмусовая бумажка, безошибочно определяющая неблагополучие в состоянии мамы. Поэтому, прежде чем думать, что делать, если кажется, что у вас очень стеснительный ребенок, маме стоит проанализировать свое состояние. Ведь зачастую, когда мама становится спокойной, как по мановению волшебной палочки меняется и ребенок.
Чтобы стать своему ребенку другом, который знает ответы на самые сложные вопросы и может безошибочно помочь, направить, посоветовать в разных ситуациях, надо всего лишь освоить азы психологической грамоты. Эти знания позволят раскрыть потенциал ребенка, помогут ему стать счастливым, получать наслаждение от жизни.
Подробнее узнать об особенностях психики можно на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, и приятным бонусом для вас будет:
возможность сбалансировать свое внутреннее состояние,
«… во время моего прохождения тренинга я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться.) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую — это только начало!!!»
«… Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.
После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»