Почему подросток ворует?
В прошлом месяце дочь стащила плитку шоколада в магазине. Пришлось вносить штраф в десятикратном размере от стоимости украденного. В нашей семье никто не воровал, деньги на карманные расходы у дочери есть. Дома исхлестала ее мокрой тряпкой. Через неделю о новой краже сообщили из школы: дочь стянула у одноклассницы ручку.
Вот вам ирония — горькая, как украденный шоколад: именно побои спровоцировали следующую кражу. Чем сильнее подростка унижают и бьют за воровство, тем прочнее такая модель поведения в нем укореняется.
Вопрос о причинах подросткового воровства считается малоисследованным. Предполагается, что в каждой ситуации нужно скрупулезно разбираться, чтобы понять, что подтолкнуло ребенка на покражу. Он так страстно захотел чипсы со вкусом зелени и сметаны, что не сдержался и нарушил закон? Страдает от холодности родителей и хочет воровством привлечь к себе внимание? Предоставленный самому себе, попал в плохую компанию и отпетые негодяи подают ему пример асоциального поведения?
Гадать не нужно, причина воровства описана на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Есть дети, от рождения имеющие желание добывать больше. Мы это можем наблюдать с самого детства — например, ребенок старается принести все игрушки из детского сада домой, однако свои ни за что не отдаст. В норме такие дети без проблем преодолевают это влечение к окончанию подросткового периода и становятся законопослушными гражданами. Пройдя без ущерба период взросления, они становятся людьми, которые стремятся достигать большего в карьере, в материальном положении.
Далеко не все люди от природы предприимчивы и озабочены имущественным и социальным превосходством, потому что эволюционно сформированы для выполнения другой задачи в человеческом общежитии.
Когда мы четко разграничиваем психические свойства и знаем бессознательные желания конкретного подростка, то легко определяем причины, по которым он становится трудным, и знаем, как сделать его «шелковым».
Если у человека нет кожного вектора, то в его голову никогда не закрадется мысль о воровстве, он отреагирует на стресс иначе.
Подросток ворует? Стресс запускает в бессознательном программу на выживание. Он тащит все, что не приколочено, чтобы хоть как-то сбалансировать биохимию головного мозга. Подросток чувствует, что должен самостоятельно защищать себя, когда воспринимает обстановку в семье угрожающей. Отец грозится, что уйдет, оставит без пропитания. Мать страдает от депрессии и психологически транслирует ребенку свое отчаяние. Родители беспробудно пьют.
Однако самый быстрый путь к подростковому воровству — унижения и побои. Ребенок с кожным вектором всем существом устремлен к лидерству. В будущем он видит себя руководителем крупной корпорации, высокооплачиваемым инженером, именитым адвокатом, и у него есть все предпосылки к тому, чтобы воплотить эти мечты в реальность. Однако если родители унижают, то он теряет почву под ногами и стремится снять стресс покражей. Побои усугубляют ситуацию, потому что это прямой удар по самому чувствительному в его теле. Болевой порог таких людей низкий, ремень для его психики — катастрофа. Если побои систематически повторяются, то он скатывается к древней бессознательной программе выживания.
Такая модель поведения быстро закрепляется, потому что в силу вступает природная гибкость. Психика моментально приспосабливается к токсичной обстановке. В кровь выделяются естественные опиаты, которые погашают физическую или психологическую боль. Вырабатывается привычка. Маленький кожник хочет новой дозы адреналина, когда проносит украденные майки и пачки с печеньем мимо охраны магазина. Умом он может понимать, что воровать плохо, но с бессознательным не договоришься.
Понимая психику подростка, мамы легко решают проблему воровства:
Узнать потаенные желания вашего ребенка можно здесь.
Автор Светлана Рычина
Редактор Тамара Ткаченко
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»