Проходила мимо детской площадки, и случилось стать невольным свидетелем игры детей в семью. Девочка-мама влезла на скамейку и стала громко кричать на девочку-дочку, ругая за то, что та до сих пор не сделала уроки. «Дочка», вдвое меньше «мамы», опустила голову и тихо оправдывалась, повторяя: «Мамочка, я хотела, чтобы мы вместе... вместе...». Вдруг детский голосок вздрогнул, и девочка зарыдала по-настоящему: «Мамочка, я тебя люблю, не кричи на меня, мне страшно!» Подружка-мама испугалась, соскочила со скамейки и принялась утешать рыдающую девочку.
Эта сцена переворачивает обычное затертое отношение к крику в целом. Заставляет задуматься о том, какой след может оставить крик самого близкого человека в психике ребенка, и почему нельзя кричать на ребенка.
В этой статье вы узнаете:
1. Каким образом крик воздействует на детскую психику.
2. Является ли крик методом воспитания.
3. Как воздействует крик на детей с разным устройством психики.
4. В чем опасность крика на детей.
5. Почему нельзя кричать на ребенка.
Как влияет крик на человеческую психику
Почему нельзя кричать на ребенка? Системно-векторная психология Юрия Бурлана доказывает, что крик вызывает сильный стресс у любого взрослого человека, не говоря уже о ребенке, чья психика еще только формируется.
В первобытные времена крик человека, обладающего оральным вектором, являлся сигналом об опасности и помогал сохранить жизнь членам стаи. Его крик просто отключал сознание окружающих. У слышащих такой звук происходил мгновенный выброс адреналина в кровь.
И тогда любой мог совершить то, чего никогда не сделал бы в спокойном состоянии. Например, за одно мгновение забраться на высокое дерево и стать недосягаемым для леопардов, или избежать другой опасности. Потом, когда человек успокаивался, то даже не мог вспомнить, что произошло и как он спасся.
С тех пор многое изменилось — мы уже живем в городах, нас окружают высокие технологии, обеспечивающие безопасное, комфортное существование. Не изменилось одно — сильный крик по-прежнему воздействует на нас аналогичным образом. Наше сознание перестает работать, мы чувствуем ужасный дискомфорт, ощущаем угрозу для жизни.
Вряд ли можно встретить человека, которому было бы приятно, когда на него кричат. Многим невыносимо даже наблюдать, как кто-то кричит на другого человека. Тем не менее, нередко мы сами в порыве эмоций способны повышать голос на других. И не задумываемся, почему нельзя кричать на ребенка.
Крик как метод воспитания ребенка
Родителям кажется, что таким образом они воспитывают ребенка. Ведь под воздействием крика он тут же начинает нас слушаться, делать то, что мы хотим. Родитель привыкает кричать на детей, потому что крик дает быстрый эффект. Ребенок делает то, что шепотом его заставить делать было невозможно. Правда слушается он, потому что боится. Крик ввергает его в состояния ужаса.
Если взрослый воспринимает крик как угрозу для жизни, то у ребенка крик вызывает такой сильный стресс, который способен затормозить развитие его психических свойств. Когда на ребенка кричат, он мгновенно теряет базовое ощущение защищенности и безопасности, которое он должен получать от мамы. Ведь ребенок не может сохранять себя сам и полностью зависит от матери.
Мы не задумываемся, почему нельзя кричать на ребенка. Системно-векторная психология дает возможность понять, какие именно травмы крик наносит детям с разным устройством психики.
Воздействие крика на ребенка с анальным вектором
Ребенок с анальным вектором от природы не умеет делать все быстро. Так он устроен. Это обусловлено ролью, которую выполняют в обществе обладатели анального вектора. Задача такого человека — получить, а затем передать в будущее знания и опыт, которые были накоплены прошлыми поколениями.
Осваивать и передавать знания и умения невозможно в спешке. Для этого необходимы такие свойства, как основательность и точность в деталях. Такой ребенок наделен очень хорошей памятью, упорством, устремлением в прошлое, в котором он черпает опыт и знания прежних поколений.
Будущее, напротив, является для него стрессом. Потому принимать решения, делать выбор, делать что-то, что ведет к переменам, ему от природы нелегко.
Иногда мама не понимает, почему нельзя кричать на такого ребенка. Она может это делать из лучших побуждений — например, поторапливая малыша, чтоб все успел сделать вовремя. И вместо необходимой поддержки и поощрения его достижений похвалой, кричит не своим голосом, оскорбляет, требует мгновенного выполнения того, о чем просит, подгоняет.
Ребенок впадает в состояние ступора, когда его торопят и кричат на него. Не может ни действовать, ни думать. Неторопливый по природе, он и вовсе теряет способность к элементарным действиям.
Кроме того, врожденный страх анального вектора — страх опозориться. Когда криком его прерывают, не дают закончить начатое дело, ругают за ошибки и недостатки, ребенок навсегда может усвоить, что он ничего не может и ни на что не способен.
Ведь он стремится быть лучшим во всем, доводить любое дело до конца, до совершенства. Когда нет такой возможности, ребенок не будет делать ничего в принципе, потому что делать плохо — это позор.
Крик матери, общение на повышенных тонах, постоянные отчитывающие интонации способны вызвать у такого ребенка состояние обиды на мать. Нельзя кричать на ребенка, ведь если такой ребенок почувствует по отношению к себе несправедливость, он навсегда запомнит это.
Чтобы прийти в равновесие, может даже мстить, проявлять садизм — сначала по отношению к животным, а потом и к людям. Кроме того, обида приводит в будущем к ступору, застреванию в прошлом и откладыванию дел на потом.
Постоянные требования и попытки заставить ребенка делать что-то при помощи крика вызывают у него патологическое упрямство и нежелание делать то, о чем просят другие. Он будет делать все наоборот, назло.
Так ребенок проявляет желание отомстить за крик, несправедливые требования и попытки заставить его делать то, что он не может делать из-за своих природных свойств. Вот почему нельзя кричать на ребенка с таким складом психики.
«... Мне сообщили: «У вашего ребенка заторможенная деятельность головного мозга…». С каждым днем я наблюдала, как угасает мой ребенок. Я пишу эти строки и плачу… всем сердцем… Я была абсолютно уверена, что я — взрослая тетенька, мне виднее! Я лучше знаю, как жить… После прохождения тренинга у меня невероятные результаты. Я и не предполагала, что жизнь меняется легко и просто с первых лекций. Без всяких усилий. Подтверждаю на 100%. Мое состояние изменилось! Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном. На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости, заикания не слышу, его нет!!! И с учебой наладилось, идем на результаты: четверка в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять!!! ... Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Ребенок с кожным вектором, наоборот, очень подвижный, юркий. Новизна, перемены для него желанны, он стремится к занятиям спортом, активным играм. Его психика легко адаптируется к любым условиям.
Ценностями кожного вектора являются успех, статус в обществе, материальное и имущественное превосходство. На ребенка с таким устройством психики нельзя кричать потому, что когда родители кричат на кожного ребенка, при этом оскорбляя и унижая его, говоря, что из него никогда ничего не выйдет, он чувствует сильнейшее страдание. Потому что это удар по его ценностям. Это вызывает внутреннюю боль. Он всем сердцем стремится к успеху и превосходству, а получает унижения, оскорбления.
Когда на ребенка кричат часто, его психика адаптируется к таким условиям. Чтобы уменьшить это страдание, ребенок бессознательно переучивается получать удовольствие не от нежности, ласки и успеха, а от боли и унижения. Эндорфины — гормоны счастья, вместо того, чтобы вырабатываться от успеха, первенства, начинают образовываться для того, чтобы погасить страдание.
Ребенок быстро привыкает к этому, и позже уже сам начинает провоцировать родителей на крик и унижения, чтобы получить свою дозу удовольствия. В дальнейшем это приводит к комплексу неудачника по жизни. Сознательно человек может стремиться к успеху, но будет делать все, чтобы потерпеть неудачу, потому что только от нее бессознательно может получать удовольствие.
А если при помощи крика ребенку с кожным вектором запрещать все и вся без объяснения причин своего запрета, он со временем просто перестает воспринимать любые запреты. Это ведет к разгильдяйству, неспособности организовать себя и, в будущем, других. Не станет лидером и организатором, хотя в потенциале обладает таким талантом. Ведь дисциплина, которая способствует развитию кожного вектора, всегда предполагает объяснение, почему «это — нельзя», и какую выгоду он получит за ограничение себя.
«... Вечер. Мама и сын делают уроки. Но что-то неуловимо изменилось. Мы также делаем часами то, что можно сделать за 15 минут. Ребенок также вертится на стуле как юла. У него также в одно ухо влетает, в другое вылетает)). Рот у него не закрывается. Надо поговорить обо всем. А ты сидишь рядом и ловишь себя на мысли, что только всего каких-то несколько недель назад мы бы оба страдали. Сын — от испуга, от того, что мама его не любит, а мама — от чувства вины за свой крик, за свой гнев.
Всего каких-то несколько лекций и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном… И это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела...»
«… Я стараюсь направить жизнь Егора в русло организованности и умения заполнять и распределять свое время. Иногда это получается. Иногда — нет. Но когда получается, он сам отмечает, насколько это легче — когда нет разорванности во времени, когда день складывается удачно, по его словам…»
2 Responses to Почему нельзя кричать на ребенка. Часть 1