Книга, смыслы и письмо
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дидро
СССР считался самой читающей страной мира. Читальные залы библиотек были переполнены посетителями. Только монотонный шелест страниц нарушал торжественную тишину зала. Этот факт показан в фильме «Москва слезам не верит», где героиня ищет себе мужчину из среды умных и серьезных.
Люди читали везде: в транспорте, на улице, в библиотеках, дома. Редкие книги доставали по знакомству, менялись, дарили как самый универсальный и ценный подарок. Букинистические магазины прельщали заядлых книголюбов раритетными изданиями, дешевой ценой сданных книг. У киосков «Союзпечати» толпились покупатели свежей периодики, малочисленных экземпляров журналов и книг.
Почтовые ящики почти каждой советской семьи были забиты до отказа газетами, литературными и научно-популярными журналами, письмами от родных и друзей, поздравительными открытками к праздникам и радостным событиям.
Круг по интересам
Поход в гости тоже не обходился без особого внимания к книге. Первым делом приглашенный с нескрываемым любопытством направлялся к книжным полкам хозяина. Пытливый взгляд скользил от одного корешка книги к другому, всматриваясь в название произведения. «Ооо! Сонеты Шекспира!!! Дай почитать денька на два?» Взамен предлагалось что-то подобное из своей подборки.
Так формировался круг общения друзей по интересам.
Правильные книги читаешь или нет — есть о чем с тобой поговорить, что обсудить, можно поделиться впечатлениями.
Залогом удачного будущего, интеллектуального и умственного развития подростка был интерес к литературе.
Любителям фантастики было о чем поговорить с единомышленниками: о фантастических мирах и галактиках, путешествиях во времени, неизведанных планетах и цивилизациях. Дети взахлеб читали Жюль Верна — «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Капитан Немо», Александра Беляева — «Ариэль», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», Ивана Ефремова — «Таис Афинская», «Лезвие бритвы», «Час Быка». И это самое малое — первые книги.
Увлекались приключенческими и историческими романами, многих манили драмы и трагедии, завораживали древние мифы и сказания.
Но пришли новые времена, и бумажную книгу заменила виртуальная.
Книги — дети разума
Однако ничто не сравнится с волшебным ощущением книги в руках. Книга — как интеллектуальный десерт. Мы в предвкушении чего-то волшебного, неизведанного от нового, только что купленного экземпляра. Непередаваемый запах чуть склеенных страниц скрывает непознанное. С таким же необъяснимым трепетом держим видавшую виды, чуть потрепанную временем и сотнями рук книгу, прослужившую людям годами и десятилетиями. Пожелтевшие листы, помятые уголки страниц, запах пыльных шкафов, по которым кочевала книга, вызывают волнительный трепет.
Открываем книгу, как волшебную шкатулку, где ждет сюрприз и приятные переживания. Затаив дыхание, перелистываем страницу за страницей, погружаясь в мир пока еще незнакомых героев. Летит час за часом, время теряет границы. И вот мы уже рядом с героем, живем его переживаниями, терпим фиаско, преодолеваем вместе с ним жизненные преграды, плачем и смеемся, любим и горюем.
В душе буря эмоций, дух захватывает от любви и ненависти, сострадания и разочарования. Воображаемый мир персонажей становится на несколько часов твоей реальностью. Последняя страница перевернута, волшебство закончилось. Но еще несколько дней носишь в себе ощущение того кусочка жизни героя, прожитого с книгой, и чувствуешь, что ты расстался с другом до следующего нового знакомства.
Страна читала на ходу, на лету, днем и ночью.
С тех пор мир кардинально изменился.
Сегодня есть одна большая книга всех времен и народов — Великий Интернет! Где бездна, концентрат информации собраны в одном месте на любой взыскательный вкус и запрос. Современным читателям предоставляется огромный выбор, формат чтения: электронная книга, смартфон, ноут и планшет. Читай — не хочу!
Согласно исследованиям кандидата психологических наук Ясюковой Л. А., тестирующей школьников, 70 % выпускников не умеют читать! Со скоростью чтения, выразительностью все в порядке, но понимания смысла прочитанного — нет. Отрицательную роль сыграли внедренные в образовательную систему школьные программы для начальных классов. Упор в этих программах сделан на скорочтение, а не на осмысление текста. Результат — школьники не понимают смысл прочитанного. Сложносочиненные, длинные предложения на полстраницы неподвластны пониманию ребят.
Не буду вдаваться не в свои компетенции, но сразу вспоминается советская школа, из которой выходили дети с хорошим уровнем образования, умеющие читать тексты любой сложности осмысленно. Советские дети, как правило, без затруднений вникали в содержание трудоемких по восприятию текстов. Имели средний запас слов, достаточный для объемного, образного и содержательного выражения своих мыслей. При этом навык чтения и письма при поступлении в первый класс мог совершенно отсутствовать. Школьные программы были устремлены дать достойное образование всем детям, независимо от их уровня подготовки, способностей и возможностей.
Вспоминая начальные классы советской школы по сохранившимся тетрадкам по письму, видим, что уже с первого класса вместе с прописью алфавита под диктовку дети писали по три-четыре простых предложения.
Развивалось мышление, умение выражать словом увиденное. На доску вывешивалась, например, репродукция картины «Опять двойка» Федора Решетникова. Ученики должны были ответить на вопросы: кто изображен? кто главный герой? что вы видите на картине? какие эмоции переживают герои? То есть своими словами описать, что мы видим и чувствуем, глядя на картину.
С четвертого класса писали изложения по прочитанному учителем небольшому рассказу — отрывку из произведения классической художественной литературы с описанием природы, житейских историй.
Первые сочинения были на темы: «Как я провел лето», «Кем я хочу быть?». В 8–10 классах сочинения на шести-восьми тетрадных листах было нормой.
Во главе угла была Книга. Помимо расширенной школьной программы с включенной в нее многообразной подборкой художественных произведений русских и зарубежных классиков литературы, на каникулы задавалось прочитать десятки дополнительных книг. Внеклассное чтение расширяло кругозор и развивало навык чтения, ежегодно пополняло словарный запас.
Наш учитель по русскому языку и литературе учил нас правильно выбирать книги, работать с письменным словом. Выбирая книгу нужной тематики, сначала читаем на титульном листе краткое описание, потом первую страницу, из середины несколько абзацев и последние фрагменты произведения. Если текст, слог захватывает, значит, есть смысл ее купить и почитать. Особо сложная литература, требующая анализа и размышлений, читалась с пометками на полях, комментариями, восклицательным знаком отмечались понравившиеся фразы и мысли.
С малых лет была привита любовь к книге, бережное отношение. Книгу «лечили». Подклеивали надорванные страницы, оборачивали цветной бумагой, если обложка совсем поистрепалась, сшивали страницы. Так дети оказывали «скорую помощь» учебникам и книгам из библиотеки.
Чтение художественной классической литературы развивает не только умение мыслить самостоятельно, но и обостряет, развивает чувства, учит состраданию, сопереживанию чувствам героев книги, а затем и реальным людям. Развивается образное мышление, мы рисуем свои картинки в голове, словно просматриваем внутри самостоятельно срежиссированный фильм.
Письма — больше, чем воспоминанья
В советское время многих увлекали переписки известных писателей, письма к возлюбленным, к детям, книги на основе эпистолярного жанра: «Письма незнакомке» Андре Моруа, «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки, переписка Николая Вормса с Герценом и Огаревым.
Обычные люди писали письма своим родным, друзьям и возлюбленным.
Начиная со школы, дети переписывались со сверстниками из городов-побратимов советских республик и соцстран. Наши школьники переписывались с друзьями из Чехословакии и Болгарии.
Раз в неделю нет-нет, да и прилетало письмо от подруги. Кроме междугородних переговоров на почте, телеграмм, писем и открыток, другой связи не было. Письма шли долго до адресата, поэтому писали часто и много, страницы на две-четыре. Письмо — навык излагать свои мысли письменным словом, подробно описывая свои приключения или жизненные перемены, признания в любви. Эпистолярный жанр имел свои правила и форму передачи письма. Обычно письмо начиналось с приветствия: «Здравствуй, дорогая моя подруга!».
Потом с новой строки продолжение — повествование. Текст писался с соблюдением полей с двух сторон. Иногда сопровождался пояснительным рисунком или чертежом. Кто-то украшал поля вензелями, оформлял красивой каймой из листьев и цветов, вкладывал засушенный цветок или открытку, поцелуй в виде отпечатка помады, запах духов. Это были прародители современных эсэмэс со смайликами.
Письмо заканчивалось прощанием: «До свидания! Целую, жду ответа!» — и ставилась дата написания. Чтение художественной литературы помогало красочно, образно и доходчиво облекать свои мысли в интересный и увлекательный текст — письменное слово.
Наработанный в школе навык — писать письма, сочинения на семи-восьми тетрадных листах, вести личный дневник — не делает нас писателями. Но это необходимая база наработки навыка общения с другими людьми, умения ясно, понятно, осмысленно и точно облачать свои мысли в устное и письменное слово. У тех, кто читает художественную классическую литературу, пишет письма в любом формате — на листке бумаги, в электронном виде, — жизнь наполняется прекрасными чувствами и переживаниями.
«Мой основной запрос на тренинге — как правильно воспитывать дочку. Осознавая, как моя мать «обрубила крылья» мне в детстве, я не хочу поступить также со своим ребенком. Моя дочка полностью повторяет мои вектора, я теперь знаю, как поступать с ее Анальным вектором, развивать Кожу и Зрение. 1. Мы читаем правильные книги. Причем до тренинга я читала детские книги, а дочка вообще не слушала меня, я злилась и не понимала, почему ей не нравятся сказки. А сегодня правильная литература целиком и полностью держит ее внимание и желание, чтобы я ей почитала.
2. Мы с мужем стараемся правильно отдавать ее в кружки, чтобы развивать ее таланты, а не убивать их в самом начале.
3. Не заставляю ее кушать и всегда стараюсь давать ей вкусную еду, чтобы у нее не было плохих воспоминаний, связанных с насильственным кормлением.
4. Не тороплю ее в туалете, я поднимаю ее утром пораньше, чтобы она могла посидеть столько, сколько хочет. Вечером также. Она стала меньше проявлять свою агрессивность и недовольство.
5. Стала меньше на нее кричать и применять силу. Я много допустила ошибок в воспитании за ее почти 6 лет. Очень стыдно за себя, когда слышу от нее: «Мамочка, а ты не будешь меня больше поливать водой?» или «Мамочка, ты меня совсем не любишь!» Сегодня я стараюсь быть лучшей мамой для своей любимой дочки. Она меня поддерживает, и я хочу быть для нее человеком в будущем, к кому она всегда может подойти и посоветоваться о самом сокровенном»
«На тренинге очень много внимания уделялось развитию чувственности посредством чтения правильной литературы. У меня 5-летний сын. Во время тренинга я скупила практически все рекомендованные детские книжки), и стала каждый вечер ему читать. Не прошло и месяца, как мой ребенок стал... РИСОВАТЬ!!! Причем с таким упоением! Он никогда раньше не любил это делать, вообще любое творчество не вызывало у него интереса, на занятиях по рисованию откровенно отлынивал... Сейчас это совершенно другой ребенок, у нас теперь вся квартира в его рисунках, а также поделках из пластилина, бумаги и т. д»
«После тренинга мы читаем рекомендованные Юрием сказки. И, о чудо, дети спокойнее, эмоциональная связь с ними крепнет.
Стало видно, какие сказки надо читать и как они переучиваются от наслаждения страхом, а учатся сострадать.
Дети забывают свои страхи и просят почитать сказку.
Даа, забыл сказать: читаю ооочень эмоционально, разными голосами, вовлекая их в сказку, потом обсуждаем и даже иногда плачем/сопереживаем»
Автор Ирина Медведева
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
One Response to Книга, смыслы и письмо