Компьютерная зависимость у детей: чего им не хватает?
Не жди, что твой ребенок будет таким,
как ты, или таким, как ты хочешь.
Помоги ему стать не тобой, а собой.Януш Корчак
Компьютерная зависимость у детей — актуальный вопрос среди родителей. Интернет пространство — глобальный быстроменяющийся мир. Дополнительная возможность самообразования как для детей, так и для родителей. Дети находятся еще в процессе развития. Нуждаются в поддержке и защите от всего «плохого и некачественного».
Мы задаем детям направление в их развитии, правильный жизненный ориентир, а они следуют за нами. От наших решений и действий зависит то, каким наш ребенок войдет во взрослую жизнь. Что мы можем дать ему для счастья?
Воскресное утро. Детская комната переливается нежными, мягкими полутонами персика в лучах весеннего солнца. Сын проснулся в отличном настроении. Зарядка, душ, совместный семейный завтрак.
В свои 9 лет Максим со знанием дела подходит к сервировке стола, а то и подскажет пару идей по приготовлению суперблюда.
«Красиво — значит вкусно!» — приговаривает сын и делает фото. Позже обработанная им картинка станет новым украшением его блога.
Научился создавать картинки для Ютуба, превращать обычные фото в рисунок, монтировать видео. Новое увлечение приносит ему удовольствие. Он счастлив.
Непрерывное жужжание будильника меня разбудило. Какой хороший сон. Реальность отличается от моих сновидений и желаний. Что не так, чего Максиму не хватает?
Компьютерная зависимость у детей: что меня пугает?
По утрам Максим не хочет вставать и делать зарядку. Говорит, что устал или ему не хочется этим заниматься. Ему ничего не интересно. Попытки его разговорить, объяснить важность и полезность элементарных вещей не дают нужного результата.
Учиться не любит, не хочет. В свободное от занятий время сидит в соцсетях, в онлайн играх. Просмотр на планшете мультиков, фильмов стал привычным делом.
Ни минуты отдыха от Сети. Каждый звук приходящих на телефон сообщений или уведомлений снова устремляет его туда, во Всемирную паутину.
Целый день ребенок может провести в интернете. Разве это нормально? Засиживаться до самой ночи то в планшете, то в телефоне. Невероятных усилий стоит уговорить его идти спать. Утром все повторяется снова.
Запреты и уговоры не работают. Как ограничить доступ в интернет по-хорошему?
Когда маленького ребенка лишаешь его любимой игрушки, у него начинается протест. Малыш в ответ закатывает истерику. Наблюдали такую картину?
Реакция детей постарше, школьников начальных классов, еще сильнее, еще негативнее.
Меня настораживает длительное пребывание ребенка в виртуальном пространстве. Что делать, если появилась компьютерная зависимость у детей?
Компьютер: вред или польза?
Интернет — кладезь информации. Другой вопрос в том, сколько полезного и вредного он в себе несет. Особенно это касается детей, которые легко вовлекаются во что угодно. Как в хорошее, так и в плохое.
В чем вред?
— бесконтрольное путешествие по сайтам 18+
— снижение до минимума живого общения
Родители полагают, что компьютерные игры и интернет плохо сказываются на здоровье ребенка и приводят к:
— плохим эмоциональным состояниям
— снижению зрения
По мнению некоторых врачей, испортить компьютером зрение невозможно. Есть риск развития близорукости. Поэтому рекомендуют соблюдать ряд правил:
- Правильная организация рабочего пространства, освещения.
- Удобное положение для поддержания осанки.
- Делать перерыв в работе перед монитором каждые 40–50 минут.
В противовес этому предположению о развитии миопии есть следующий факт.
Ученые из США провели свои исследования. Наблюдали детей, которые длительное время сидят перед телевизором или компьютером. Сделали заключение, что такой досуг никак не отражается на их зрении. Так же как и чтение не является причиной ухудшения зрения детей[1].
В чем польза?
Дети нового поколения не такие, как мы, они имеют больший объем психического потенциала. Легко осваивают интернет-пространство с самого рождения. Прям-таки рождаются «с гаджетом в руках». Обычный первоклашка может преподнести элементарный урок компьютерной грамотности своей бабушке.
Помимо игр, опасных сайтов и так далее, есть море возможностей для самообучения. Знание и освоение новых интернет-технологий — важный элемент успешности детей в будущем.
Что мы можем дать своему ребенку?
Родители могут:
-
- Обеспечить правильную среду для гармоничного развития и обучения в соответствии с природными психическими данными ребенка.
- Вовлечь, заинтересовать полезной деятельностью. Ребенок желает учиться, хочет получать новые знания так же, как и демонстрировать свои умения другим людям.
Доверие, участие и поддержка необходимы ребенку как воздух!
Ребенок прислушивается к словам родителей, если между ними есть доверие. Когда мама вовлечена в интересы ребенка, его желания, тогда он чувствует себя нужным и важным. Ему легче переключиться с игр на что-то интересное для себя.
Эмоциональная близость с мамой дает ребенку ощущение безопасности, особого комфорта. Повышает его уверенность в собственных силах.
Развивайте в ребенке чувственную составляющую. Созданная эмоциональная связь, как невидимое связующее звено между мамой и ребенком, закладывает фундамент крепких связей на всю жизнь. Тогда со своей проблемой, желанием поделиться чем-то сокровенным он придет именно к вам.
Читайте много, но не многое
«Как вырастить здорового человека?» — смотреть родителям обязательно!
Минимум советов — как профилактика компьютерной зависимости у детей
Вовлечь ребенка можно во что угодно. В мытье полов, посуды или помощь маме с приготовлением ужина. Совместный семейный досуг — отличная альтернатива бесполезному зависанию в интернете.
Пример родителей заразителен для ребенка. Он будет повторять за вами. Аккуратно направляйте его в новую активность с учетом его интересов:
- Если ребенок увлекается просмотром фото в соцсетях, поиском новых красивых и забавных картинок, то предложите ему самому стать фотографом. Сделайте вместе с ним несколько снимков. Покажите, что это легко и просто. Позже он сможет сам делать выборку лучших фотографий, делать надписи на них и размещать в своем блоге.
- Если замечаете бесполезный просмотр видеороликов, поинтересуйтесь, что привлекает ребенка в этом занятии. Попробуйте с ним вместе снять интересный видеосюжет.
- Если ребенок чувствует дискомфорт в реальной жизни — он убегает в виртуальную. В поисках нового «дома», где тепло и уютно, и того, кому можно довериться…
Какие дети больше зависают в интернете?
-
- Дети со звуковым вектором психики чувствуют себя особенно комфортно в интернете. Писать им намного проще и приятнее, чем общаться вживую. Никто не мешает мыслить, думать. Чем больше они испытывают стресс во внешнем мире, тем сильнее их манит жизнь по ту сторону экрана монитора. Лишь там получается построить свое личное пространство так, как хочется. Общаться с тем, с кем хочется и когда хочется. Никто не мешает быть таким, какой ты есть на самом деле.
- Дети со зрительным вектором вовлекаются по причине их впечатлительной натуры. Частая смена ярких картинок, мигающие баннеры рекламы создают для них иллюзию совершенно другого интересного мира, полного загадочности. Интернет-площадка становится для них настоящей сценой для красивой жизни в сказке. В то время как реальная жизнь — скучная и однообразная, если неоткуда черпать новые эмоции, новые яркие впечатления.
- Дети с кожным вектором. Самые настоящие моторчики, которые все время готовы куда-то бежать, скакать и прыгать. Им трудно усидеть на одном месте. Сидеть долго и неподвижно за партой для них целое испытание. Поэтому постоянно ерзают на стуле, ищут любую возможность повернуться к соседу с задней парты. От природы им свойственно быть ловкими, идти к цели, добиваться победы любой ценой. Азартная натура. Без необходимого для них распорядка дня и дисциплины могут часами зависать в интернете без дела.
- Дети с анальным вектором. Усидчивые и внимательные к мельчайшим деталям. Последовательны в своих действиях, отличаются усердием в выполнении поставленных задач. Они могут долго, неподвижно сидеть на своем любимом стуле за компьютером, но при этом «зажевывать» этот процесс чем-то вкусненьким и сладеньким.
Заключение. Счастливый финал истории
На днях мой Максимка заявил:
— Мам, а давай устроим челендж на выходных, покажу?..
— Что? Челендж? Это что-то новое для меня, а ты откуда взял?
— Откуда, откуда — в интернете, ну, канал такой, который смотрю каждый день.
— Здорово, я — за!
А мысленно проговариваю сама себе: «Какой ты у меня молодец, совсем взрослый стал!»
P. S. Связь между родителями и детьми является основой их психологического комфорта, успешности в жизни. Счастливая и спокойная мама обеспечивает необходимую связь с внешним миром, в котором дети ощущают себя в безопасности.
Помочь избежать компьютерной зависимости у детей и подростков, направить их на правильный путь саморазвития в условиях новой добавочной реальности возможно.
Понимание психики людей на отличиях раскрывается уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Дети чувствуют, когда их понимают и любят. Тогда интернет для них становится площадкой для получения новых знаний, навыков и умений.
Чтение книг, рукоделие, конкурсы, курсы актерского мастерства, программирования, рисования, дизайна или хор? Что нужно вашему ребенку, чтобы чувствовать себя счастливым?
Мой сын сутками играет в компьютер. Что делать?
Результат бесплатной лекции по кожному вектору
«…Вот и у меня появилось свое СВП-шное чудо!
Мне стало по-настоящему интересно читать книжки. Мама говорила, как это важно и круто самому много читать. Я пробовал, читал несколько книг даже в один день. Выбирал что поинтереснее. Вся классика с описаниями длинными. Нормально, иногда хочется, чтобы книга не кончалась, только так редко было. Потом мама научила нас с братом разбирать героев по векторам и нудные книжки сразу ожили.
Мне очень нравится, что я кожник. Сразу приятнее и выгоднее житься стало, когда я это узнал. Меня перестали наказывать ремнем и унижать обидными словами, чтобы я не вырос вором или лузером. Стали ставить в угол и ограничивать в удовольствиях, подумаешь)
Я много теперь знаю, что мне надо делать для удачной жизни и что кому говорить. Хочу вырасти развитым человеком и интересно жить в будущем.
После СВП все очень круто меняется…»
Дети втянулись в чтение. Совместное чтение нас объединяет
«…Когда я пришла на тренинг, много узнала о себе, о своих детях и о воспитании, о том, как важно домашнее чтение и почему. Я никогда не интересовалась историей, а тут вдруг заинтересовалась. Незаметно для себя я втянулась, мне стало интересно. Один раз я зашла в комнату к моим детям и стала рассказывать все, что накопилось, информация, которой мне хотелось поделиться. Оказывается, им было так интересно, моя старшая заинтересовалась так историей, даже учиться стала лучше.
Я хотела читать книги с детьми (14 и 16 лет). Да, подростковый возраст, как говорят, трудный период жизни. Боялась, думала, как же начать, они меня и слушать не будут. Как всегда, говорят, что у них много уроков, лишь бы не читать. Тогда я читала Достоевского, и я подумала, зайду в комнату и буду читать вслух, как говорил Юрий, тихим голосом с выражением, эмоционально. Так старалась и в тот момент переживала, что дети меня не захотят слушать. Но через какое-то время возникла такая тишина, видимо, они вслушивались в каждое произнесенное мной слово, такого я не ожидала, и что еще больше удивило меня, когда я закончила читать, моя старшая дочь попросила еще почитать. Чего я совсем не ожидала…»
Автор Ирина Родионова
Редактор Екатерина Гусарова
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
4 Responses to Компьютерная зависимость у детей: чего им не хватает?