Как приучить ребенка читать, или Дети выбирают книги
Был час чтения. Он превращался в пытку. Глаза пробегали по одной строчке уже много раз. Буквы никак не складывались в осмысленные слова. Терпение мамы было на исходе. Как приучить ребенка читать книги, чтобы страстное желание помогало преодолевать трудности в освоении чтения? Как разжечь искру восхищения от узнавания нового мира, скрытого за буквами?
Прививка от депрессии
Чтение является главным средством сознательного и чувственного развития ребенка. Опираясь на знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, можно с точностью говорить, что читать вовлечено, «взахлеб» могут только дети со звуковым и зрительным векторами. Но и для детей с другими векторами книги — необходимый элемент развития. Если упустить возраст до 14 лет, то может оказаться, что интеллект был дан от рождения, но остался неразвитым.
Самое лучшее, что можно дать малышу, — это наполнить все кладовые мозга словами.
В детстве мы учимся называть предметы и явления именами. Люди мыслят словами. Так, например, слово «вода» обретает образ. Она может быть дождем, океаном, налита в кружку; ассоциироваться с прохладой, жаждой, мокрым полотенцем. За каждым приобретенным словом стоит целый мир. Чем больше слов в багаже, тем больше возможностей описать происходящее, составить более точную картину.
Именно слова делают мир ребенка либо маленьким и заскорузлым, либо большим и фееричным. Это дает преимущество и в будущем: человек с большим словарным запасом острее чувствует счастье, полнее ощущает жизнь.
Хочу еще!
Как ребенка приучить читать каждый день? Вовлечь в процесс настолько, чтобы возникло устойчивое ощущение наслаждения, большой потребности, непреодолимого желания прочитывать еще. Когда чтение — это десерт: вначале надо сделать уроки. Читать под одеялом с фонариком, потому что очень хочется!
Ребенку нравится душевное облегчение, когда поплакал, сопереживая герою. Например, каждый день, читая и плача навзрыд над произведением «Лев и собачка» Л. Толстого, он испытывает чувство освобождения души. Ребенок учится сострадать, ощущает максимальное наполнение эмоций, упоение жизнью, любовь. Он проживает сильные чувства и получает от этого огромное наслаждение. Мы вовлекаем его в чтение, чтобы он снова мог испытать это удовольствие.
Одна из моих знакомых о своих первых любимых книгах вспоминала так: «Помню, как первый раз плакала над книгой: было жалко Незнайку. Хотя он причинял много неприятностей окружающим, но в конце, когда он остался один и все друзья от него отвернулись, а он, всегда такой позитивный и веселый, начал плакать и всхлипывать, было до невозможности его жаль. Помню это чувство облегчения от слез». Такой отклик особенно важен для детей со зрительным вектором.
Вопрос жизни
Чтение книг для детей со зрительным вектором — это вопрос: быть или не быть?
1. Сильные переживания за героя, сострадание могут полностью избавить от страхов.
2. Воспитание чувств происходит только через классическую художественную литературу.
3. Запас слов нарабатывается только от чтения. Запас слов, который не позволит упасть в негативные состояния, а в будущем сделает эрудированным профессионалом.
4. С детства мы приучаем детей правильно питаться. Это же происходит и с литературой. Начинать детям лучше с проверенной классической литературы, она не испортит. Она уникальна, правдива в познании себя.
5. Доза чтения в норме — это когда ребенок не различает воображение и реальность. Чем больше слов он читает, тем больше образов возникает, тем больше эмоций. Без чтения ребенок медленнее развивается.
6. Классическая литература — это защита ребенка от депрессии, ненависти, агрессии. Знание классических произведений дает прививку от пошлости. Когда воспитан вкус к хорошей книге, он становится естественным противоядием от посредственного чтива.
Так рассуждала журналист Виктория до тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана:
…Когда я училась в университете на филолога, моим самым нелюбимым предметом была литература. Я ненавидела ее, потому что все книги, которые сегодня признаны классикой и достойны изучения, всегда связаны с несчастьем, с какой-то драмой. Даже комедий практически нет, только трагикомедии, где кто-нибудь обязательно да умирает. Я всегда плакала над этими книгами. Я не могла понять, почему все так устроено? Зачем главным героям умирать? Почему любовь всегда несчастна? Ну почему взрослые книги никогда не заканчиваются, как детские сказки: «И жили они долго и счастливо»? Почему обязательно надо все испортить?..
Читайте, как изменилась жизнь Виктории в дальнейшем.
Как приучить ребенка читать: советы для родителей
- Необходимое условие приучения — читать каждый вечер, чтобы у ребенка было ожидание, восторг, предвкушение. Эти чувства должны быть устойчивыми.
- Читайте эмоционально, проникновенно, прочувствованно. Не монотонно, а интонируя. То тише, то громче, то басом, делая паузы.
- Важно не читать малышам сказки, где кто-то кого-то съедает или хочет съесть.
- Формировать вкус к самостоятельному чтению нужно только правильной литературой на сострадание. Начинать не с приключений, не с историй, возбуждающих страх, а с тех произведений, что вызывают слезы сострадания, сильное чувство любви и сочувствия. Рекомендуются книги: «Без семьи», «Дети подземелья» В. Короленко, «Гуттаперчевый мальчик», «Четвертая высота», «Белый Бим Черное ухо», «Девочка со спичками», «Снежная королева» Х. К. Андерсена, «Волшебник изумрудного города», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара, «Белый пудель» А. Куприна, «Республика ШКИД».
- Позднее можно перейти ко многим другим произведениям классиков мировой литературы: М. Рида, Д. Лондона, М. Твена, В. Гюго, Ф. Купера, Э. По, А. Экзюпери, всей русской классике.
Следуя рекомендациям, полученным на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Дмитрий так описывает свой опыт:
...Отдельная тема – чтение книг. До СВП я даже и не подозревал, что сказка «Колобок» или «Красная Шапочка» может вызвать страх у детей. После тренинга мы читаем рекомендованные Юрием сказки. И, о чудо, дети спокойнее, эмоциональная связь с ними крепнет. Стало видно, какие сказки надо читать и как дети отучиваются наслаждаться страхом, а учатся сострадать. Они забывают свои страхи и просят почитать сказку. Даа, забыл сказать: читаю ооочень эмоционально, разными голосами, вовлекая их в сказку, потом обсуждаем и даже иногда плачем/сопереживаем...
- Необходима цензура всех книг в доме. Желательно выбросить низкосортную беллетристику. Образы в ней примитивные, язык бедный, она задает ложные ассоциации, имеет плохой слог.
- Нельзя заставлять читать, превращать чтение в повинность.
Светлана начала свой опыт именно так:
…Но эти занятия через несколько минут заканчивались моей руганью и его слезами, я начинала нервничать, кричать, ругать его, что он не может спокойно сидеть. На этом 1-ая попытка ликвидации безграмотности закончилась…
- И вот, наконец, ребенку так хочется узнать, что дальше? Не терпится продолжить, но вы на самом интересном месте отлучаетесь. Или наступил вечер, и пора продолжить читать, а вы откладываете на завтра. Только не подсказывайте ему: прочитай сам! Пусть он сам догадается прочитать — без вас. Нужно, чтобы это была его собственная мысль, потребность узнать продолжение. Так он быстро научится читать.
Как приучить ребенка читать в 7 лет и гораздо раньше: личный опыт
- Дом Книги
Трепет к книгам прививается детям от моего отношения. Обожаю книги. Дети знают, как важно бережно относится к книгам, что нельзя ставить на них кружки, перегибать переплеты, не оставлять пометки. В доме собрана целая библиотека. Даже в туалете сделана полочка с книгами. Это особенно важно для детей с анальным вектором. Так их обучение будет идти намного легче, потому что им будет приятно читать там, никуда не спеша.
О своем опыте рассказывает Юлия:
…Когда узнала на тренинге, насколько важно для правильного психологического созревания анальному ребенку долго пребывать в ванной комнате и в располагающей обстановке тщательно завершать свои туалетные дела, попросила мужа соорудить ему там полочку для книг )) Ребенку (мальчику 7 лет) идея очень понравилась, с удовольствием стал отбирать и переносить из детской комнаты книги на свое усмотрение и устраивать там долгие посиделки. Чуть более чем за полгода не только осилил несколько увесистых детских энциклопедий, но еще изъявил желание изучать английский язык, т.к. очень уж запал ему в душу учебник старшего брата по этому предмету ))…
Часто хочется поделиться радостью еще с порога, когда приносишь новую книжку. Новые неповторимо пахнут. Они такие красивые — как тут устоять?
Ирина рассказывает о своем невероятном счастье:…Вчера мой 6-летний сын ушел в «запойное чтение»...чему я сильно рада! Еще вчера вечером, между перебежками из спальни в зал за еще новыми книжками для дальнейшего чтения, он подбежал ко мне и сказал: «Мамочка! мне так нравится! Ты мне покупай еще такие небольшие книжки для чтения пред сном, чтобы была всего 1 картинка в 1 книжке)))!! Я буду читать... читать!..»
- Мама и папа с книгой
Дети видят, как, освобождаясь от дел, я беру в руки книгу. Им интересно, что же в ней такого особенного? Когда-то бабушка рассказывала мне с таким воодушевлением про гиперболоид инженера Гарина. Она училась читать уже после войны. Мне нравилось ее старание, и я хотела так же.
Дядя Коля всегда читал, даже в гостях. Дома у него много книг, и с ним всегда было интересно разговаривать. Один раз мы с ним поспорили, смогу ли прочитать и пойму ли. Я это сделала. И у папы возле кровати лежали книги. Всегда перед сном он читал.
- Читаем вместе
Уютное очарование и тепло разливается, когда кто-то из нас начинает читать вслух. Все остальные невольно прислушиваются, подсаживаются рядом. Потом просят: «Давай теперь я почитаю». Вдруг нахлынут воспоминания, ассоциации. Приходится прерывать чтение. Но это тоже здорово: мы говорим по душам. А иногда тот, кто читает, начинает плакать, и книга переходит к тому, кто может продолжать читать. Мы вместе переживаем эти чувства от прочитанного. Открытая душа полна доверия к тому, с кем разделила эти мгновения.
Мария рассказывает, как это произошло в ее семье:
…Для меня было откровением, что ребенка надо развивать чтением... Сам он читать не любит. Я начала читать в его присутствии для младших детей, в результате втянулись все, даже папа. Мы читаем, обсуждаем и комментируем прочитанное, и все это очень естественно получается, без особых усилий. Совместное чтение нас сблизило...
И опыт Евгении обнаруживает ту же закономерность:
…И поняв всю суть того, что делает чтение и что именно нужно им совместно читать в этом возрасте, приобрела, что знала, и приступила. С тем, чтобы завлечь, проблемы не было, это я умела. В общем, хоть и произведений я особо не знала, но читала те, что знала, около двух месяцев – не больше, и дочь (4 года) и правда выдала, что хочет читать буковки сама, сейчас изучили алфавит, младшая (2,5 за компанию) – вот-вот к слогам приступим. Раньше стоило задуматься, что когда-то (в 6-7 лет) их придется читать учить, думалось, что это сложно будет. Девочки заметно дружнее стали!..
- Библиотека
Как хорошо, что в наше время еще можно записаться в библиотеку, пойти вместе туда на экскурсию. В детстве библиотека внушала мне восторг и восхищение с ее ореолом таинственности. Я любила библиотечные дни и рассказы о книгах, таких интересных, таких желанных! Тишина читального зала… сесть вместе со всеми и читать…
Мама просила принести книгу из библиотеки, чтобы ее перечитать, — тем самым вызывала интерес, и я была уже на крючке.
А в вашей семье взрослые любят читать?
Автор Яна Семенова, педагог-психолог
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Related Posts
2 Responses to Как приучить ребенка читать, или Дети выбирают книги